Музыка, звучащая через века

4-го октября в рамках фестиваля «Музыкальная осень в Твери» в концертном зале Тверской филармонии выступил Эстонский национальный мужской хор. Последний раз коллектив приезжал в Калинин тридцать с лишним лет назад —в начале 1980-х. До приезда сюда хор с огромным успехом выступил в Новгороде Великом, а после Твери — поехал с концертами в Ярославль, потом в Москву. Эстонский мужской хор сейчас активно гастролирует по всему миру, обновляет программы, делает много записей, постоянно поддерживая великолепный профессиональный уровень. Выпущенный коллективом диск с записью кантат Яна Сибелиуса завоевал в 2004 г. музыкальную премию Грэмми в номинации «Лучшее хоровое исполнение», а диск с записью музыки «Пера Гюнта» Эдварда Грига (совместно с хором «Эллерхейн» и Эстонским государственным симфоническим оркестром) в 2005 г. был назван журналом классической музыки «BBC Music Magazine» лучшим альбомом оркестровой музыки.

Главный дирижер хора Микк Юлеоя окончил Эстонскую академию музыки с ученой степенью магистра. Пел во Всемирном молодежном хоре, Эстонском национальном мужском хоре и Камерном хоре Эстонской филармонии. М.Юлеоя был главным дирижером Концертного хора Каарлиской церкви города Таллина, участвовал в ансамбле грегорианского пения «VoxClamantis». С сезона 2011-2012 гг. Микк Юлеоя является главным дирижером и художественным руководителем Эстонского национального мужского хора.

Программа тверского концерта была тщательно продумана и отлично выстроена. В первом отделении хор пел духовную музыку (современных композиторов и Сергея Рахманинова), во втором —произведения признанного хорового мастера Вельо Тормиса и трехчастное сочинение Галины Григорьевой под названием «Ночь жизни» на стихи И. Анненского. Г. Григорьева живет в Эстонии и мало известна российскому слушателю. Тем не менее, ее музыка глубоко впечатлила тонкой звукописью, сравнимой с акварельным рисунком в живописи — нежным, мягким, многослойным, совсем как в одной из частей ее  опуса под названием «Падает снег».

Ключевым опусом первого отделения было исполнение современного композитора Джованни Бонато (р. 1961) «Cruxfidelis» (Крест верных утверждение), написанное в 2001 г. специально для Эстонского хора. Очень сложное по музыкальному языку, с преобладанием кластеров (звуковых пятен, облаков, гроздей), «Крест верных» прозвучал с благоговейной сдержанностью и внутренней силой. С самого начала хористы выстроились по периметру зала, заключив слушателей как бы в кольцо и создав таким образом внутреннее пространство звучания. Музыканты в точности следовали указаниям партитуры, в которой автор обозначил места расположения всех хористов в зале. Петь кластеры весьма сложно, поэтому многие музыканты подстраивались, сверяясь с камертонами прямо во время исполнения. Иллюзия храмового звучания была полной — хоровые группы перекликались между собой, создавая эффект антифонного пения в церкви. Казалось, сам воздух звучал и вибрировал отголосками.

В первом отделении прозвучало и сочинение Арво Пярта, эстонского композитора, известного ныне во всем мире. В 1979 г. А. Пярт эмигрировал из СССР и жил сначала в Вене, потом в Берлине. Сочинение Пярта написано на текст из Евангелия от Луки, называется оно «И некто из фарисеев». В эпизоде Евангелия описывается женщина-грешница, со слезами омывшая ноги Иисуса Христа и отершая их своими волосами. На невысказанный вопрос фарисея Христос ответил: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит».

«Человек всегда имеет потребность в любви —  как две тысячи лет назад, так и сейчас, — говорит Арво Пярт. — Есть ценности, неизменно проходящие через века. Так же и музыка. Мы бы не могли воспринимать музыку прежних веков, если бы у нее не было прямой связи с нами. И если мы будем слушать свой внутренний голос, то естественным образом придем к ней — более простой, прямой и чистой музыке».

В центре программы второго отделения концерта была музыка В. Тормиса. Прозвучали его «Вепсские частушки», «Северо-русская былина» и «Литания Богу Грома». Последнее сочинение воплощало в музыке древний  языческий ритуал взывания Богу Грома о ниспослании дождя. Хор настолько ярко и эмоционально звучал, что казалось, сейчас потолок зала разверзнется и в самом деле хлынет дождь. Да, подтвердили мне музыканты-хористы, бывало и не раз, когда после исполнения Литании на небе собирались тучи и начинался настоящий ливень.

На бис хор исполнил сочинение «Шторм надвигается» основателя коллектива, Густава Эрнесакса, которого называют в Эстонии «отцом песни». А потом прозвучал сюрприз — знаменитый романс «Вечерний звон» А.Алябьева на стихи И.Козлова (пер. стихотворения Т.Мура). Взволнованные  тверские слушатели долго аплодировали, а затем встали в знак высшего восхищения искусством эстонских певцов.

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ

Рецензия опубликована в газете «Тверская жизнь» от 10 октября 2012 г.