Из Бельгии с любовью

Заметки с конгресса музыковедов

 

В первую неделю августа в небольшом бельгийском городе Леувене проходил XVII-й Международный конгресс музыковедов, в котором мне посчастливилось принимать участие.Такого рода форумы организует Международное музыковедческое общество и проводит их регулярно, раз в четыре года. Последний конгресс был посвящен минувшему 1000-летию и впервые объявлен открытым. Возможно, поэтому в нем приняли участие более 800 музыковедов, которые съехались в Леувен буквально со всех концов света. Такое количество «ведов» в области музыки мне еще не приходилось видеть. На заседаниях выступали специалисты из США, Канады, европейских стран, Австралии, Японии, Китая… Из России и стран СНГ тоже было много участников: Москва, Петербург, Казань, Киев, Одесса…

 

Открытие форума впечатлило своей торжественностью — на него прибыла бельгийская королева Фабиола, которая является большой любительницей классической музыки. Королеву встречали, конечно, стоя и аплодисментами. Потом прозвучали речи президента конгресса и мэра города, затем — доклад почетного вице-ректора католического университета Леувена «Музыка и происхождение человека». Церемонию открытия украсило музыкальное интермеццо: специально для этого случая написанное сочинение бельгийского композитора JeroenD’hoe(Жерона Доу) «Visions» (Видения). Сочинение исполняли смешанный хор и струнный квартет, причем музыканты пели и играли на хорах, в проходе зала и на сцене. Дирижер тоже стоял в зале, его пульт с партитурой был ярко освещен…

На следующий день начались заседания конгресса. Они проходили параллельно в тридцати аудиториях и продолжались до обеда, а потом с 15 часов и до вечера. Каждый доклад читался автором на одном из пяти европейских языков (русский в их число, увы, не входил) в течение двадцати минут, потом следовала 10-минутная дискуссия, где аудитория задавала вопросы, высказывала свои мнения, уточняла детали.

Дискуссия являлась самым ответственным моментом для докладчиков, и мы все очень волновались. Но атмосфера была настолько дружественной, аудитория так живо и непосредственно реагировала, что в целом оставалось самое благоприятное впечатление. Русскоязычные музыковеды считали своим долгом посетить в первую очередь выступления своих соотечественников. За последние десять лет коммуникативные связи между бывшими республиками СССР почти полностью разрушились, и было очень интересно слушать о результатах последних исследований в сфере отечественной музыки. Прямо на заседаниях завязывались профессиональные и дружеские контакты.

Целый ряд заседаний был посвящен исследованиям музыки древности: византийской, средневековой европейской и русской духовной. Мне запомнился доклад петербургского музыковеда Ирины Чудиновой «Музыка в русских монастырских чинах», в котором автор, опираясь на древние рукописи северных русских монастырей, рассказывала о тесном взаимодействии музыки (пения и колокольного звона), света свечей и хода богослужения в древней  русской православной традиции. А одно выступление на секции «Путешествующие мелодии» именовалось так: «Из России с любовью: об эмиграции русской песни в Израиль». Речь шла о советской песне «На опушке леса», которую вывезли в Израиль еврейские эмигранты. Она там настолько прижилась и распространилась, что автор сравнивала и давала слушать записи в нескольких, уже тамошних вариантах.

Музыкальные влияния и проблемы теории музыки, музыкальная герменевтика и исследования жанров в музыке, современные национальные школы и проблемы собственности в музыкальном искусстве — вот далеко не полный перечень тем, которым посвящались доклады.

Леувен — старинный европейский город, славящийся своим университетом, возникшим еще во времена средневековья. С самого начала в университете сложилась мощная кафедра богословия, и католические традиции образования сильны здесь до сих пор. Когда-то здесь жил Эразм Роттердамский, создавший свой знаменитый труд «Похвалу глупости». До XIIвека Леувен был столицей княжества Брабант. К слову сказать, действие оперы Вагнера «Лоэнгрин», где изумленным брабантцам является рыцарь Лоэнгрин, посланец святого Грааля, видимо, проходило где-то в этих местах. В городе сохранилось много средневековых зданий и замок Аренберг, впечатляющий замечательной архитектурой и нежнозелеными газонами, цветущими розами и быстрой маленькой речушкой.

Для многих не новость, но меня поразила вежливость водителей на узких улочках, когда по российской привычке ожидаешь проезда автомашины и вдруг замечаешь, что водитель терпеливо ждет, когда перейдешь улицу ты. Леувен — очень небольшой городок с населением 80 тысяч человек, из которых 20 тыс. – студенты. Он сравним с эстонским Тарту — такой же тихий, с обилием маленьких кафе и небольших магазинчиков, неторопливыми и любезными жителями, преимущественно расхаживающими пешком.

Каждый день конгресса был ознаменован дневным концертом университетских колоколов. Недалеко от Леувена, в Михелене расположена знаменитая школа колоколистов. Именно от названия «михеленовый» пошло русское выражение «малиновый звон». Европейские колокола имеют другую механику в отличие от наших, поэтому лучше называть их корильонами.

Так вот, каждый день, в 14.10 по местному времени начинался концерт корильонной музыки, подготовленный лучшими исполнителями михеленовой школы. В программах значились самые разнообразные сочинения — от переложений для корильона сюиты Баха и ноктюрна «Грезы любви» Листа — до произведений, специально сочиненных для корильона Маурицио Кагелем и Джоном Кейджем. Вечером тоже были концерты, начинались они сравнительно поздно — в 22.00 и даже в 22.30. В них звучала главным образом старинная музыка, барочная и добарочная, а также музыка венского классицизма.

Конечно, такое событие, как Международный музыковедческий конгресс, оставляет впечатление на всю жизнь. Именно здесь ощущаешь разнообразие интересов и широту мирового музыкознания, высокий уровень профессионального искусствоведения и его богатые внутренние возможности.

Нина  Дроздецкая

Статья опубликована в газете «Тверские ведомости», № 70, 30 августа-5 сентября 2002 года.