Гнесинская молодежь в Твери

Февраль и март в 2004 году были ознаменованы фестивалем ансамблевой музыки, который организовали и провели в Твери студенты и аспиранты Академии музыки имени Гнесиных. Среди участников оказалось немало выпускников Тверского музыкального училища имени М.П. Мусоргского.

 

Идея провести в Твери подобный фестиваль сейчас кажется очень удачной. Прежде всего, потому, что в концертах выступили молодые исполнители. Их горячее желание играть перед публикой, интересные музыкальные интерпретации, «незаигранный» репертуар привлекли к фестивалю множество слушателей. К тому же за последние десять лет в Твери камерные ансамбли выступали нечасто.

Большим достоинством фестиваля явилась общедоступность концертов — они были бесплатными, а исполнители выступали без гонорара. Организаторами начинания выступили Тверской областной учебно-методический центр учебных заведений культуры и искусства и музыкальное училище имени М.П. Мусоргского. Особенно хочется поблагодарить директора УМЦ Людмилу Белякову. Ее содействие обеспечило аренду Колонного зала Дома офицеров, а значит, возможность первой встречи молодых музыкантов с тверской публикой. На тот момент это оказалось самым важным. Потому что дальше последовала помощь детских школ искусств и областной библиотеки имени Горького, безвозмездно предоставивших концертные площадки.

…13 марта небольшой зал детской школы искусств № 2 был забит до отказа. Публика собралась самого разного возраста —от малышей до педагогов-ветеранов. Это приятное доказательство любви тверитян к классической музыке. Фортепианное трио ре минор Мендельсона прозвучало в исполнении Ирины Быковой (фортепиано), Семена Денисова (скрипка) и Елены Кондауровой (виолончель). Весьма объемное, четырехчастное сочинение было исполнено музыкантами с поистине романтическим пылом. Особенно выделялась первая часть.

Тверским меломанам были интересны свои музыканты —бывшие выпускники музыкального училища. Ведь вырастить профессионального музыканта —дело очень непростое. Надо не только научить его профессиональным навыкам, необходимо воспитать в нем чувство ответственности перед музыкальным искусством, преданность ему. Надо привить молодому исполнителю идею служения Музыке. В наше непростое время, переполненное искушениями корысти, сиюминутного успеха, такие музыканты —не только редкость, но и большая ценность. Можно представить, какой гордостью за своих учеников были исполнены сердца их педагогов: Степана Мильтоняна, Регины Мошкиной, Галины Солодовой, Елены Филипповой…

Мне удалось послушать выступления нескольких тверских выпускников: пианисток Ольги Орловой и Елены Зуевой, альтиста Григория Чекмарева, скрипачек Дарьи Безменовой и Ольги Асташиной.

В концерте, о котором идет речь, тоже играли наши воспитанники: в первом отделении прозвучало фортепианное трио № 2 Соль мажор Бетховена в исполнении Ивана Шарапы (фортепиано), Анны Мильтонян (скрипка) и Ованеса Мильтоняна (виолончель). Чуть раньше, в их же программе звучала Четвертая скрипичная соната Бетховена (А. Мильтонян и И. Шарапа). Оба сочинения относятся к раннему периоду творчества великого немецкого композитора, когда Бетховен был немного взрослее, чем музыканты сейчас. Сочинения молодого Бетховена в их исполнении отличались тем, что слушатели называют темпераментностью. Музыкальная ткань напряженно вибрировала, как бы вспыхивая неожиданными аккордовыми акцентами.

Концерт завершился исполнением редкого сочинения Дж. Россини, Дуэта для виолончели и контрабаса в трех частях (Ованес Мильтонян —виолончель, Глеб Чернобровкин —контрабас). Это был диалог двух различных голосов: бархатного виолончельного красавца и ворчливого стариковского контрабаса. Они долго выясняли отношения друг с другом, ругались, спорили. Но, наконец, виолончельный выбор победил (или убедил). Его голос безраздельно солировал в сопровождении мягкого контрабасового пиццикато…

Публика посещала концерты настолько активно, что сверх запланированных девяти концертов были даны еще два: в техническом университете и педагогическом колледже. Везде были аншлаги. Музыкантов принимали восторженно и благодарно. Их по нескольку раз вызывали на сцену и аплодировали, аплодировали…

Нина  Дроздецкая

Рецензия опубликована в газете «Тверские ведомости», № 14, 2-8 апреля 2004 г.