«Пою Богу моему дондеже есмь»

На недавно прошедшей Неделе тверской книги было представлено издание, едва ли обратившее на себя внимание широкой публики нотный сборник под названием «Песнопения Божественной литургии Тверского Христорождественского женского монастыря» (издательство «Триада», тираж 300 экз.) Автор сборника заслуженный работник культуры России, лауреат премии общественного фонда «Русское исполнительское искусство», преподаватель Тверского музыкального училища имени М.П. Мусоргского Анна Аркадьевна Мосягина.

 

Сборник состоит из двух разделов, каждый из которых содержит свод основных литургических песнопений. Первый раздел обращен к трехголосному женскому хору (монастырскому), а второй написан для четырехголосного смешанного хорового состава (храмового).

         Издание предваряется небольшой вступительной статьей настоятельницы Христорождественского монастыря игуменьи Ларисы (Лобановой). “Среди различных монастырских послушаний одно из самых важныхклиросное, —считает матушка Лариса. —Поэтому едва ли не с первых дней в возрождающейся обители начались регулярные занятия церковным пением и музыкальной грамотой”. Занятия с сестрами вела и ведет до сих пор А.А. Мосягина.

         Отечественная музыкальная традиция знает произведения многих замечательных русских композиторов, сочинявших музыку на канонические церковные тексты. Приведу лишь некоторые примеры: известный хоровой концерт Максима Березовского (1745-1777) “Господи, не отвержи мене во время старости”; более ста музыкальных произведений Дмитрия Бортнянского (1751-1825), его “Херувимская № 7” поется на службе и в нынешнее время; “Всенощная” Рахманинова, “Литургия Иоанна Златоуста” Чайковского, песнопения Глинки, Кастальского, Смоленского, Чеснокова, Архангельского…

         “Все песнопения нотного сборника написаны по благословению игуменьи Ларисы», —говорит Анна Мосягина. —Передо мной стояла сложная задача, поскольку за плечами не было композиторского опыта, а было стремление ощутить и осознать ту нить, которая связывает русскую литургическую музыку прошлых времен с новым, XXIвеком. Скромные вокальные данные, отсутствие музыкального образования у большинства сестер не позволяли включить в богослужебную певческую практику современную духовную музыку, которая отличается развитым голосоведением, усложненной гармонией и не всегда ясным мелодическим языком. В данном нотном сборнике сделана попытка адаптировать современное музыкальное мышление к тому исполнительскому составу церковных певчих, который существует сейчас в большинстве православных монастырей и храмов. Кроме того, литургические песнопения сборника могут использоваться и в процессе обучения молодых регентов и начинающих певцов церковного хора”.

         Вокальный ансамбль студентов выпускного, четвертого курса дирижерско-хорового отделения Тверского музыкального училища под руководством Любови Вячеславовны Красоткиной уже поет отдельные песнопения из сборника А. Мосягиной: “Отче наш”, “Достойно есть”, “Придите, поклонимся” и “Трисвятое”.

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ

 

Опубликована в газете «Тверские ведомости», № 17, 25-апреля-1 мая 2008 г.