Музыкальные книги Твери

  Екатерина Боярских

 

 

О музыке и музыкантах одного губернского города

«Музыкальная жизнь Твери и губернии»

 

Сейчас много говорят о патриотизме, о возрождении России, о культурном потенциале страны. Так и видится некий мифический герой, который очнется вдруг от долгого богатырского сна, подымется в полный рост, да и вдохнет «русский дух» во все явления действительности. Только не расшевелитьэдакого гиганта разом, в одночасье. Проходят дни, годы, десятилетия, а он продолжает дремать, и будет дремать до тех пор, покуда не возьмутся всем миром, со всех концов будить его…

Шутки шутками, но проблема утверждения духовной — в самом широком плане — культуры России становится все более актуальной, и особенно остро она стоит в провинции, пусть и не самой отдаленной. А ведь для большинства из нас провинция является той самой Малой Родиной, одно упоминание о которой откликается целым потоком теплых чувств и драгоценных воспоминаний. Той самой Малой Родиной, подъем которой дал бы мощный толчок к подлинному возрождению России. С малого начинается большое, и малыми трудами воздвигается великое.

Возможно, что именно в такой сфере науки, как краеведение, принципиально направленной на заботливое собирание и сохранение исторических фактов,  коренится залог будущего успешного разрешения многих животрепещущих вопросов. Работа краеведа трудна, требует подчас полной отдачи и самоотверженности, но главное, она пропитана любовью к родному дому, а это и называется патриотизмом.

Тверским краеведам хорошо знакома Нина Константиновна Дроздецкая, многие годы ведущая активную исследовательскую и просветительскую краеведческую деятельность. В минувшем году Н.К. Дроздецкая выпустила в свет книгу «Музыкальная жизнь Твери и губернии» (Тверь: ООО «Гид», 2008), которая успешно восполняет существующий пробел в местном музыкальном краеведении и представляет собой первое монографическое исследование, посвященное музыкальной жизни губернского города в широком временном охвате — со второй половины XVIстолетия до середины ХХ века. В основу работы положен текст искусствоведческой диссертации, защищенной в Санкт-Петербургской консерватории в 2006 году. Автором проработан огромный архивный материал, с любовью и тщанием проделан отбор освещаемых событий, буквально по крупицам и, тем не менее, исчерпывающе полно восстановлен окружающий их исторический контекст. На страницах исследования история словно оживает влицах реальных персонажей, подкрепленная многочисленными, документально подтвержденными подробностями.

Жанр книги, однако, нельзя определить как летопись, это, скорее, череда очерков, повествующих о наиболее ярких и значительных эпизодах культурной жизни губернии. Книга содержит четыре главы, каждая из которых снабжена иллюстрациями (фотографиями, факсимиле) и текстовым приложением. Расположение материала подчиняется отчасти хронологическому, отчасти тематическому принципам.

Первая глава стоит особняком и описывает период, в силу исторической отдаленности наиболее сложно поддающийся анализу. Речь здесь ведется об опекаловском монастырском рόспеве (ныне общеупотребительным является термин «распéв»), известном по трем дошедшим до нас песнопениям и возникшем во второй половине XVIвека в Опекалово-Вознесенской обители, располагавшейся на территории Старицкого удела и находившейся в ведении Тверской епархии. Наиболее ценной представляется попытка автора датировать каждое из опекаловских песнопений. Большой интерес вызывает также подробное летописание монастыря, история его расцвета и упадка, связанная с деятельностью его высочайших покровителей опальных князей Старицких в разные периоды времени, о чем свидетельствует и хронологическая таблица. Предметом изучения в первой главе помимо опекаловского распева стали бытование и исполнительская традиция знаменной монодии в Тверском Владычнем дворе. В приложении к первой главе приводится поименный (!) список певчих дьяков и подьяков, служивших на клиросах различных городских и монастырских храмов Тверской земли. Автором описана личность выдающегося, «зело благоговейного и мудрого» распевщика XVIвека, до сей поры остававшегося безвестным, — Никиты Шило.

Горе и одновременно счастье Твери — быть на перепутье между крупнейшими центрами страны, Москвой и Петербургом, — обусловило особенности формирования культуры губернского города. С одной стороны, близость обеих столиц порождала определенную инфантильность местной интеллигенции и тормозила процесс становления и развития внутренней культурной жизни Твери, с другой стороны, именно «заезжим» столичным визитерам она была обязана пусть и кратковременным, но мощным взлетам. Во второй главе в поле зрения автора попадают: расцвет духовного хорового искусства в Твери XVIIIвека; недолгий подъем светской культурной жизни в Императорском дворце великой княгини Екатерины Павловны, в течение четырех лет (1809-1812) будоражившей умы и сердца местного дворянства; губернские исполнительские коллективы, появлявшиеся тут и там в провинциальной глубинке на протяжении всего XIXвека; музыкально-общественные организации в Твери во второй половине XIXстолетия, возникшие в ответ на столичные (Русское музыкальное общество); и, наконец, становление профессионального музыкального образования в Твери.

Удивительно, но страницы последнего упомянутого раздела, обращенные, казалось бы, в прошлое, носят острый злободневный характер. С горьким и одновременно светлым чувством читаются строки о музыкантах высочайшего уровня, редких по своим душевным качествам, отдавших свою жизнь тяжелейшему подвижническому преподавательскому труду, и поставленных новой властью в бедственное материальное положение. Впечатляет биография Марии Эдуардовны Ланской (фон Ландэзен), воспитавшей целую плеяду выдающихся вокалистов, и, наряду с другими музыкантами, стоявшей у истоков формирования профессиональной исполнительской школы в Твери в 20-е годы минувшего века.

События, легшие в основу третьей главы, освещают деятельность творческих коллективов, образовавшихся в Твери (советском Калинине) в период после 1917 года и несколько позднее — в 30-е и военные 40-е годы: всколыхнувшего музыкальную общественность города симфонического оркестра, созданного и опекаемого настоящим энтузиастом своего дела Николаем Михайловичем  Сидельниковым; Театра музкомедии, имевшего многострадальную судьбу;  Ансамбля песни и танца, просуществовавшего при Калининской филармонии около 15 лет и объездившего с гастролями полстраны, ставившегося в один ряд с такими коллективами, как хор имени Пятницкого, но по истечении нескольких десятков лет оказавшегося в полном забвении.

Последний, пожалуй, наиболее увлекательный раздел книги посвящен самым именитым персонажам, так или иначе связанным с Тверью. Избранная автором тактика — уделять внимание тем лицам и фактам, которые действительно внесли вклад в тверскую музыкальную историю — противостоит взглядам, господствовавшим ранее в тверском краеведении и нацеленным на изучение деятельности музыкантов, родившихся на Тверской земле, но впоследствии не связавших с нею свою творческую жизнь. Описание поездки Роберта и Клары Шуман в Сосновицы — имение дядюшки композитора Карла Шнабеля, расположенное на территории нынешнего Лихославльского района Тверской области, — изобилует интереснейшими подробностями и обнаруживает ранее неизвестные факты, касающиеся пребывания знаменитой четы в российской глубинке. Замечателен параграф главы о «музыкально несостоявшемся» участнике балакиревского кружка — кашинском помещике Н.Н. Лодыженском — «Фиме» — и его тесных взаимоотношениях с представителями новой русской музыкальной школы. Подробно освещена работа А.В. Александрова в Твери, начавшего свою профессиональную деятельность в статусе церковного регента и со временем «перевоплотившегося» в композитора, хорового дирижера и музыкального просветителя.

Необходимо отметить, что Нина Константиновна, подобно многим из своих героев, ведет самоотверженную работу во имя сохранения и восстановления музыкальной истории Тверского края, неустанно публикуя материалы своих исследований на страницах местной периодики, в различных научных изданиях. Некоторые очерки этой монографии уже известны по предыдущим выступлениям автора в печати, и хочется надеяться, что в скором времени появятся и оформятся в следующую книгу новые ее изыскания.

Несколько слов остается сказать об оформлении книги. Безусловно, оно заслуживает одобрения, в частности, органичным представляется исполнение обложки. Драпировка театрального занавеса сверху оторочена каймой – вереницей фотографий, с которых смотрят на нас главные действующие лица книги. А в бархатных складках темно-лилового занавеса «прячется» липовая аллея в Сосновицах, радушно принимавшая под свою сень великих музыкантов прошлого.

 

 

 

Яви град Тферь лице красно!

 

«Музыка Тверского края»

 

Как часто, еще со школьной скамьи, мы слышим избитую фразу – «история родного края»! Как часто мы видим стенды с фотографиями, выдержками из старых, пожелтевших от времени газет все под той же фразой и как часто проходим мимо, лишь вскользь бросая рассеянный взгляд на какие-то лица, надписи, даты… Для большинства из нас, увы, это — мертвая, ничего не значащая информация. Но к счастью, есть подвижники, для которых собственная история не только представляет острейший интерес и оживает, будучи населена героями, насыщена фактами и событиями, но и побуждает донести ее до широкого круга читателей, сделав ее частью настоящего.

С 2002 года в Твери при поддержке Тверской областной библиотеки имени А.М. Горького и регионального отделения Всероссийского музыкального общества успешно проходят Музыкально-краеведческие чтения, по материалам которых в нынешнем 2009 году вышел в свет уже второй сборник статей — Музыка Тверского края. По материалам музыкально-краеведческих чтений 2007-2008. Тверь: Гид, 2009  (первый — «Страницы музыкальной истории Верхневолжья. По материалам музыкально-краеведческих чтений 2002-2006. Тверь: Гид, 2006). Более цельный и компактный в сравнении с первым, второй сборник вбирает в себя разнообразный круг культурных событий Твери и ее окрестностей, представленных в довольно широком историческом срезе; повествует о судьбах выдающихся музыкантов, трудившихся на Тверской земле; затрагивает научные вопросы в области музыкальной фольклористики; содержит ряд самобытных публикаций в духе воспоминаний. Над сборником работал уже сложившийся коллектив авторов – археографов, музыковедов, фольклористов-этнографов, музыкантов-преподавателей, среди которых необходимо особо отметить О.А. Холодову (Архипову) — собственно, инициатора «Чтений» — и Н.К. Дроздецкую — научного редактора сборника. Книга издана усилиями Комитета по делам культуры Тверской области и регионального отделения ВМО, возглавляемого заслуженным деятелем искусств РФ В.Е. Боярским.

Сборник включает около двадцати статей, разделенных на три тематических раздела. Первый из них обращен к различным историческим событиям в музыкальной жизни Твери, начиная с XVIIстолетия и заканчивая первой половиной ХХ века. Открывается он статьей Н.Ю. Плотниковой, представляющей собой подробный аналитический обзор рукописных певческих сборников, хранящихся в Государственном архиве Тверской области, рассмотренных в контексте развития древнерусского певческого искусства. Цитата именно из этой публикации выведена в заглавие данной рецензии: «Яви град Тферь лице красно» — начальная строка торжественного канта, воспевающего культурное, научное и духовное процветание Твери при епископе Митрофане Слотвинском.

В этом же разделе помещены некоторые биографические работы: о несостоявшемся гении — одном из любимых учеников Д.Д. Шостаковича, Вениамине Флейшмане и его опере, оконченной рукой Дмитрия Дмитриевича – «Скрипке Ротшильда» (статья Е.А. Силиной, почему-то отсутствующая в содержании сборника). О малоизвестных аспектах творческих взаимоотношений М.П. Мусоргского и А.А. Голенищева-Кутузова, пришедшихся как нельзя более  кстати в юбилейный год Мусоргского, повествует публикация И.В. Мироновой.

Украшают раздел еще две «юбилейные» статьи. Первая из них (Е.М. Лебедевой) посвящена Татьяне Алексеевне Устиновой — на протяжении многих лет бессменному балетмейстеру хора им. М.Е. Пятницкого — и основана на ее автобиографической книге «Я – тверская». Вторая (Н.К. Дроздецкой) приурочена к 150-летию Российского музыкального общества и содержит важнейшие сведения о функционировании тверских музыкальных обществ в свете формирования новых тенденций в культурной жизни второй половины XIXстолетия.

Несколько особняком — в силу специфики объекта исследования — стоит работа М.В. Ленчиненко, рассказывающая о традиции дворянских домашних спектаклей во второй половине XVIIIвека и ее конкретном претворении в губернском городе Твери на примере ранней комедии Вольтера «Нескромный».

Приходится отметить некоторые авторские неудачи, правда, при общем «тонусе» книги практически незаметные. Так, например, заметка Г.М. Дмитриевой «Сказ льноводов и ткачей» настораживает уже самим названием. Материал заимствован из публикаций местной периодики 1937 года и описывает (без каких-либо комментариев) грандиозную концертную программу, объединенную общим сюжетом (а именно: лен, текстиль и охрана границ), исполненную в Москве силами калининских самодеятельных инструментальных и хоровых ансамблей, «солистов-самородков», акробатов, кукольников, чтецов и прочих — в количестве 650 человек! Даже при беглом просмотре «сказ» — идеологическое детище новой нарождавшейся массовой культуры — поражает ужасающей смесью жанров, стилей, текстов… При таком положении дел автору не должно оставаться простым созерцателем событий, необходима оценочная позиция, точно бы определившая, насколько закономерным, достойным и положительным можно считать появление подобных массовых действ в контексте культуры 1930-х годов.

Второй, наиболее пространный раздел сборника посвящен персоналиям. Здесь и целая плеяда выдающихся дирижеров, таких, как Василий Целиковский («В.В. Целиковский в Калинине»), Рудольф Баршай («Скрипка Страдивариуса»), Евгений Мравинский («В общем, благодарю судьбу») — все три статьи Н.К. Дроздецкой); и ряд замечательных музыкантов-преподавателей — Фридрих Лашек с его трагической судьбой (статья О.М. Малиночка и  Н.К. Дроздецкой); Яков Гуревич, основоположник музыкального образования во Ржеве (статья Э.В. Степниковой); Александр Грачев, посвятивший свою яркую, но недолгую творческую жизнь максатихинской музыкальной школе (статья Е.Ю. Ивашкиной); наконец, Николай Ишиев, воспоминания о котором (Е.Д. Юшкевич) проникнуты необыкновенно светлым, трепетным, искренним чувством, сквозящим не только в портрете главного героя «Пим Пимыча», но и в отношении Музыки в целом.

Любопытно, что сразу две статьи посвящены скандально известному основоположнику гремевшей в свое время «Славянской хоровой капеллы» — Д.А. Агреневу-Славянскому. Но если первая публикация («Тверские корни Д.А. Агренева-Славянского» О.М. Кузьминой) выдержана в традиционно панегирическом духе, то вторая («В назидание потомкам» супругов В.И. и С.А. Ситниковых) имеет убедительный развенчивающий характер, что относится как к творчеству Славянского и его предпринимательской деятельности, так и к самой его личности, окутанной многочисленными, порой специально создававшимися мифами.

Лишь две работы включает самый скромный по объему третий раздел книги, речь в котором идет об истории и деятельности исполнительских коллективов Твери. Один из них — многострадальный Театр музкомедии — закончил свой последний сезон в 1967 году (статья К.М. Лобановой, Н.К. Дроздецкой), второй — напротив, находится на взлете творческой активности, несмотря на преклонный возраст большинства участников, и недавно отметил свое двадцатилетие (материал С.А. и В.И. Ситниковых о Тверском клубе гармонистов).

Заключительный раздел сборника составляют материалы исследований тверских фольклористов. Три совершенно разных публикации освещают внутрирегиональные особенности бытования традиции. О стилевых признаках теблешских песенных форм пишет Е.В. Шутко (Морозова). В центре внимания И.Н. Некрасовой — обрядовая функция молодой весенней зелени — «мая» и «венков» — в пространстве праздника «Духотроицы», сохранившегося на территории Помежья — ряда районов юго-запада Тверской области (термин введен автором статьи). Этнографические записи Галины Михайловны Сазановой («От Рождества до Крещения»), руководительницы известного на всю Россию Барановского хора, единственного на сегодняшний день аутентичного коллектива в Тверской области, — редчайший случай. Это не что иное, как живое свидетельство из первых уст, написанное самим носителем традиции, слово, подтверждающее и утверждающее жизнеспособность подлинного фольклора, далекого от сценической интерпретации.

Сложную задачу по составлению предисловия и редактированию текста статьи взяла на себя Л.К. Королёва.

Итак, перед вами прекрасно отпечатанная, изобилующая иллюстрациями, факсимильными копиями, ценнейшими нотными примерами, в том числе профессионально выполненными расшифровками русских народных песен, современная летопись «града славного» — Твери. Привлекательна она и помещенными музыкально-историческими материалами. Сборник издан тиражом 500 экземпляров, с ним можно ознакомиться в областной библиотеке или приобрести в Тверской филармонии. В добрый путь, дорогой читатель!

 

 

Обе рецензии опубликованы в журнале «Музыка и время», 2009, № 6. С. 57-60.