Жемчугом по бархату

19 февраля в зале филармонии состоялся фортепианный концерт — в преддверии 200-го Дня рождения Ф. Шопена, который наступит 3 марта. В сопровождении оркестра “Российская камерата” п/у Андрея Кружкова выступил пианист Сергей Тарасов. В его исполнении прозвучали оба фортепианных концерта великого польского романтика.

“Поразительная нежность туше <…> чистота исполнения и гениальность его композиции — все это позволяет видеть в нем самобытного и богато одаренного природой виртуоза”, — писала о Шопене одна из немецких газет в 1829 г. Думается, эти слова можно сегодня отнести к замечательному пианисту нашей современности, Сергею Тарасову.

С. Тарасов — победитель и лауреат более десятка авторитетных международных конкурсов. Среди них — “Пражская весна” (1988), в Токио (1989), Дублине (1990), Алабаме (1994), имени Ф. Бузони в Больцано (1995, Италия), Сиднее (1996), имени А. Рубинштейна в Тель-Авиве (1996), Хайене (1998, Испания). В 1998 г. он стал лауреатом конкурса имени П.И. Чайковского в Москве. В 2003 г. к этому списку добавился Международный конкурс музыкантов в Монте-Карло (Монако).  

Изумительный звук Сергея Тарасова, удивительная певучесть его исполнительской манеры, интонационная прослушанность виртуозных фортепианных пассажей придают его исполнению неповторимое обаяние и привлекательность. Он играет Шопена одновременно строго и бережно — без салонной чувствительности и повышенной экспрессии — в рамках устойчивой классической традиции.  

На сегодняшний день С. Тарасов является достойным наследником той замечательной исполнительской традиции, которая именуется фортепианной школой Г.Г. Нейгауза. Cнедавнего времени музыкант стал солистом Тверской филармонии, и теперь регулярно выступает с концертами в Твери. 3-го марта в гала-концерте на фестивале имени М.П. Мусоргского он исполнит фортепианный цикл “Картинки с выставки”.

Каждый концерт Сергея Тарасова — большой подарок нашим музыкантам и любителям классической музыки. Наверное, поэтому на вечере шопеновской музыки зал был переполнен, заняты приставные стулья и даже ряд, который в последний момент поставили вплотную к сцене. После концерта в артистической пианиста было не протолкнуться — молодые почитатели в лице студентов фортепианного отделения Тверского музыкального училища восторженно благодарили музыканта и брали у него автографы.

“Своим главным учителем считаю Льва Николаевича Наумова, — говорит С. Тарасов, — у него я учился в ЦМШ и в консерватории. Сейчас у меня концерты по всему миру и я чрезвычайно занят. Кроме того, много часов занимаюсь за роялем, так что свободного времени почти не остается”.

На вопрос, почему у него мало записей, С. Тарасов ответил, что в большинстве случаев налагает на свои записи veto, поскольку его не устраивает качество звучания: “Существует разница между тем, как слушается извлеченный звук в момент живого исполнения, и тем, как он воспринимается в записи. Далеко не всегда звучание «на выходе» удовлетворяет моим требованиям. Недавно я дал добро только на видеозапись «Картинок с выставки» Мусоргского”, — говорит  пианист.

Оба фортепианных концерта Шопена были сыграны блестяще и заслужили долгие овации тверской аудитории. Начальная музыкальная фраза 1-го концерта неожиданно “аукнулась” известным романсом А. Гурилева на сл.  Кольцова  “Разлука” (“На заре туманной юности”). Александр Гурилев был современником Шопена, хотя они никогда не встречались и вряд ли знали друг о друге. Мягкость и певучую нежность интонации считают отличительными особенностями славянской музыки — эти качества объединяют с уже названными, еще одного музыканта, Михаила Глинку: “Казалось, что не он ударял по клавишам, а сами пальцы падали на них, подобно крупным каплям дождя и рассыпались жемчугом по бархату”, — в таких выражениях характеризовал Глинка игру известного пианиста Джона Фильда. Именно так звучал Шопен в исполнении Сергея Тарасова…

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ

  Опубликована в газете «Тверская жизнь» от 26.02.10