“Пение яко цветы духовные принесем”

Церковные хоры – центр музыкальной жизни Твери в XVIII-XIXвеках

В области профессиональной музыки церковные хоры в каждом крупном провинциальном городе России были главными очагами музыкальной жизни. Так было и в Твери. Здесь учили музыкальной грамоте, прививали навыки хорового пения. Церковные хоры активно выступали в городе с концертами духовной музыки.

 

         В XVIIIвеке центром музыкальной жизни Твери становится архиерейский, и в особенности семинарский хор певчих. Тверская духовная семинария – среднее мужское учебное заведение —была создана в 1722 году как начальная славяно-русская школа. Лишь в феврале 1739 года она была преобразована в семинарию. Общее число ее учеников в первой половине XVIIIвека не превышало 200 человек. Тем не менее, семинаристы с самого начала проявляли общественную активность и участвовали в музыкальной жизни города. В 40-х годах в семинарии был создан небольшой театр, осуществивший постановки “Оперы об Александре Македонском” и балета “Двенадцать месяцев”. Устраивались даже общественные диспуты. Гордостью семинарии был хор, выступавший на всех городских торжествах и праздниках. При закладке нового здания семинарии 22 мая 1777 года были устроены два публичных концерта, на которых произносились речи, оды, стихи, и пелись специально сочиненные к этому случаю канты, в основном, хвалебные. В 1889  году, на праздновании 150-летия семинарии хор исполнил специально сочиненный кант в честь Преосвященного Митрофана Слотвинского, тверского епископа и основателя, как тогда говорили, “фундатора” Тверской духовной семинарии.

         В Дневнике тверских купцов Блиновых описано окончание русско-турецкой войны 1774 года. После объявления “турецкого замирения везде звон был. А на второй день купеческий обед и пушечная пальба ружейная, и певцы пели многолетия и канты, и купеческие жены играли на скрипках и прочих играх, а под вечер были собраны молодые ребята, пели песни и плясали”. Певцы, что пели канты, скорее всего, были церковными певчими.

         Особенно торжественно праздновала семинария заключение Кучук-Кайнарджикского мира 9-го июня 1775 года. “До самого собора при этом шпалерами стояли ученики семинарии с разными ветвями и цветами в руках и пели сложенные на этот случай канты…С пением кантов семинаристы провожали их (чиновников – Н.Д.) и по выходе из Собора, причем расположенные по сторонам дороги воспитанники семинарии бросали им под ноги ветви и цветы…По окончании богослужения ректором семинарии все были приглашены в аудиториум, великолепно украшенный картинами, вензелями и другим нарочным летним украшением…По приходе в залу, певчие пропели: «Днесь благодать Святого Духа нас собра», после чего учитель низшего класса Василий Москвин произнес обширный, не лишенный литературных достоинств панегирик Екатерине II; по произнесении его семинаристы пропели кант, заключавшийся словами: «И вы, о Россы, здесь ликуйте,/ День радостно здесь торжествуйте./ Хваля монаршии щедроты /И воинов труды и поты/Достойно ублажив…” (см. “Историю Тверской духовной семинарии” В.И. Колосова).

         Замечу, что до появления репертуара так называемых духовных хоров, семинарские певчие исполняли, в основном, духовные гимны, канты, псальмы и хоровые концерты на духовные тексты: светских же произведений ни под каким предлогом не позволялось петь, хотя по свидетельству В.И. Колосова, профессора семинарии не раз упрашивали ректора “дозволить сие”. Попутно отмечу, что кантами назывались трехголосные куплетные песни, часто бодрого маршевого характера. Псальмы, как и канты, были многолосны, но, в сравнении с ними, звучали более лирично. Хоровые концерты сочинялись в основном на тексты псалмов и имели 4-6 частей, контрастных по темпу и характеру.

         В списке педагогов семинарской корпорации, который приводит В.И. Колосов, мной не обнаружены учителя пения. Наверное, семинаристы обучались ему под руководством регента архиерейского хора. Самые лучшие, возможно, пели в этом хоре параллельно с семинарским. Однако, в 1888 году (№81) газета “Тверские губернские ведомости” известила, что “при семинарии открывается бесплатная начальная школа для мальчиков. Для обучения мальчиков церковному пению назначен регент семинарского хора, который будет заниматься с ними ежедневно: утром с 9-ти до часу пополудни, вечером от 4-х до половины седьмого”. В школу принимались мальчики не моложе семи лет.

         Известный певец советского времени, солист Большого театра и уроженец Тверской губернии, А.П. Иванов вспоминает в книге “Жизнь артиста” о своем отце. Петр Михайлович Иванов обладал хорошим басом и когда-то, учась в Тверской семинарии, пел в семинарском, а потом и в архиерейском хоре Спасо-Преображенского собора Твери. По мнению Алексея Петровича, в семинарии давали неплохое музыкальное образование, и его отец свободно читал ноты с листа, а также чисто сольфеджировал. Этому он учил и своих детей, задавая тональность по камертону и требуя от них чистой интонации.

В Каталоге книг ученической библиотеки семинарии за 1912-15 гг. можно встретить названия многих учебных пособий по сольфеджио и хоровому церковному пению. Кроме того, в Каталоге также значатся учебник по гармонии Н.Римского-Корсакова, книги Г.Берлиоза “Дирижер оркестра” и Э.Ганслика “О прекрасном в музыке”, а также “Карманный музыкальный словарь” В.Одоевского. Обращает внимание и труд В.Орлова “Регентские таблицы задавания тонов” в издании Юргенсона.

         В выступлениях семинарского хора примечательны факты благотворительных концертов. Так “Тверские ведомости” за 1904 год (№23) сообщают о концерте воспитанников семинарии в пользу Красного Креста. В программе звучали произведения Архангельского, Турчанинова, Мужическу, Веделя, Львова, Чайковского и др. Рецензент отметил большую стройность исполнения церковных песнопений, из которых “Верую” Чайковского “было исполнено прямо художественно”. А 16-го февраля 1907 года в зале Общественного собрания состоялся концерт семинарского хора в пользу голодающих. Газета писала, что “главная цель концерта —принести посильную помощь голодающему населению неурожайных местностей. Всякий, в ком есть хоть искра сострадания к беспомощному и голодному люду, конечно, считает своим долгом уделить частицу из своего достатка не имеющим куска черного хлеба; накормить голодного —это первый долг совести каждого. Посетившие концерт не только принесут этим свою лепту голодающим, но и получат несомненное удовольствие, т.к. судя по прошлогодним концертам воспитанников духовной семинарии, последние являются весьма талантливыми исполнителями музыкальных произведений как в вокальной, так и в инструментальной музыке; выступающие в концертах солисты обладают приятными и хорошо обработанными голосами…”

         Видимо, благотворительные концерты были прочной христианской традицией церковных хоров. “Тверские ведомости” за 1904 год (№18) помещают отчет прихода и расхода по постановке духовных концертов в пользу семей раненых и убитых воинов на Дальнем Востоке. Один из концертов был дан хором певчих Воскресенской церкви п/у регента К.А. Эклунда в Земском доме гор. Осташкова Тверской губернии.

         Что касается архиерейского хора, то следует сказать, что этот хор возник, конечно, раньше семинарского, обладал более высоким профессиональным уровнем и сложившейся традицией обучения певцов, но в силу своего статуса, гораздо реже выступал с концертами. Архиерейский хор всегда сопровождал Тверского Преосвященного на службах, в поездках, а в остальное время пел в центральном соборе Твери.

         Исследователь А.В.Матисон в своей книге “Духовенство Тверской епархии XVIII-XIXвеков: родословные росписи” опубликовал полный список певчих Спасо-Преображенского собора: “1723 год. Певчия: Петр Иванов – 25, Григорий Никифоров – 39, у него дети: Кондратей – 12, Николай – 10; Кондратей Данилов сын Борзиков – 54, у него дети: Яков – 17, Алексей – 6; Сергей Иванов – 45, у него сын Андрей - 15; Иван Никифоров – 24, у него два брата: Семен – 8, Александр Никифоров – 6; Федот Тимофеев сын Суворов – 70, у него сын Иван – 24, у Ивана сын Дмитрей – 3; Абросим Тимофеев – 52; Гаврила Иванов – 32, у него два сына: Александр – 4, Анисим – 3; Иван Иванов сын Монастырев – 55, у него два сына: Федор – 19, Тимофей – 14; Тихон Алексеев сын Коровицын – 35. Итого – 23 человека”.

         Как видим, коллектив певчих собора состоял исключительно из мужских голосов. Переписные книги (ревизские сказки) по указу Петра Iперечисляют всех лиц мужского пола, которые значатся в той или иной семье. Певчих собора “в подушной оклад класть неповелено”, иными словами, податной налог с них не взимался. Если же пересчитать всех действительных певчих, то получается, что хор центрального собора Твери (архиерейский) числил за собой 10 человек. Те же ревизские сказки свидетельствуют о том, что в дом архиерея певчих мальчиков отдавали в самом юном возрасте. Это были, в основном, дети священников и крестьян.

         “Тверские губернские ведомости” за 1874 год сообщают, что 24 февраля в зале Благородного собрания дан был Архиерейским хором певчих с участием 15 любителей пения духовный концерт в пользу бедных п/у капельмейстера Судакова. “Концерт состоял из трех отделений и каждое заключало в себе четыре пьесы из сочинений Бортнянского, прот. Турчанинова, Дегтярева, Ломакина, Веделя и Коченовского. Все пьесы исполнялись с большой отчетливостью и стройностью, и вызвали общее одобрение. Надеемся, что нам еще доставят на этом посту удовольствие послушать архиерейских певчих.”

Глубокий след в истории существования тверского архиерейского хора оставил А.В. Александров. Интересно, что знаменитый автор гимна Советского Союза и песни “Священная война” начал свою музыкальную карьеру в Твери в качестве регента архиерейского хора в 1906 году. Он успешно выдержал конкурс на объявленное вакантное место и прекрасно справился с испытательными заданиями, превзойдя десяток претендентов.

В архиерейский хор женщин петь не допускали, а партии высоких голосов исполняли мальчики. Александров по собственному опыту знал, как тяжело маленьким певчим жить без родителей, ведь его самого в 9-летнем возрасте увезли в Петербург и определили в хор Казанского собора. Поэтому он постоянно заботился о мальчиках-хористах. Их было 40 человек, и жили они в церковном интернате. Молодой регент добился, чтобы спальни и комнаты для занятий мальчиков отремонтировали, чтобы улучшили их питание.

В короткое время архиерейский хор стал лучшим в губернии, а его регент пользовался огромным авторитетом. А.В. Александров руководил архиерейским хором 12 лет, вплоть до самого своего отъезда из Твери в Москву в 1918 году. Благодаря воспоминаниям его сына Бориса, который как и все сыновья Александрова, пел мальчиком в архиерейском хоре, можно понять, как велось обучение и воспитание хоровых певчих в Твери.

Параллельно А.В.Александров руководил хорами реального училища и мужской гимназии, женского коммерческого училища и земских курсов, духовной семинарии и школы морозовских ткачей. Он счастливо сочетал большой музыкальный талант с организаторскими способностями, и масштаб его деятельности был воистину огромен. Сохранившаяся афиша о бенефисе Н.М.Сидельникова за 30 мая 1920 года извещает, что в концерте примет  участие сводный хор Александрова в количестве 40 человек!

       хор А.В.Александрова  На фотографии 1916 года запечатлен именно этот хор А.В.Александрова, расположившийся в церкви св. Александра Невского (была на Привокзальной площади, ныне разрушена). Судя по всему, костяк коллектива составляют певчие из архиерейского хора. Здесь пели люди разных возрастов и профессий: от мальчиков-гимназистов до лиц духовного звания. Женский состав хора, очевидно, составляют ученицы Тверского женского коммерческого училища. Всего на фото 40 человек, из них 17 женщин. Александр Васильевич Александров сидит в первом ряду (6-й слева). Фотография хора А.В.Александрова предоставлена заведующей узловым железнодорожным музеем Р.Ф.Дроздовой.

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ

Статья опубликована в газете «Тверские ведомости», № 84, 17-23 октября 2003 г.