Время зажигать звезды

Всем музыкантам и любителям классической музыки в нашем городе, конечно же, памятны выступления «Молодых дарований Тверского края». Так именуется губернаторский стипендиальный фонд, учрежденный в 1992 году специально для поощрения тверских музыкальных талантов. Вначале стипендиатов было 20, теперь их число возросло до 55. Как же складываются  судьбы первых музыкальных звезд тверского небосклона?

         За 16 прошедших лет из них сформировались великолепные музыканты-профессионалы. Окончившие столичную консерваторию и Академию музыки  имени Гнесиных, играющие в профессиональных оркестрах и камерных ансамблях, продолжающие учебу в аспирантуре, выступающие с сольными концертами. На сегодняшний день можно говорить о великолепной Семерке тверских музыкальных талантов. Перечислю их:

Денис Бурштейн (фортепиано);

Сергей Воронов (фортепиано);

Анна Мильтонян (скрипка);

Ованес Мильтонян (виолончель);

Иван Шарапа (фортепиано);

Максим Шаталкин (фортепиано);

Григорий Чекмарев (альт).

В список уже сейчас можно добавить новые имена, например,  балалаечника Вадима Горчакова, флейтистов — Антона Сильверстова и Андрея Владимирова, пианистки Ольги Васильевой, которые учатся в Московской консерватории; скрипачки Анны Огневой, студентки Петербургской консерватории.

         На протяжении последних лет тверские виртуозы выступали в филармонических концертах, на баховских фестивалях, в рамках Народной филармонии Тверского музыкального училища, в педагогическом колледже Твери.

За это время прозвучали музыкальные произведения, которые могли бы украсить репертуар любого солиста-виртуоза. Анна Мильтонян с Иваном Шарапа исполнили 3-ю и 4-ю скрипичные сонаты Изаи, Скрипичный концерт Шостаковича; Ованес Мильтонян — Виолончельный концерт Хачатуряна и сюиту Баха для виолончели соло.

         Денис Бурштейн запомнился тверской публике, как пианист большого  масштаба, создавший интеллектуально насыщенные интерпретации сочинений Моцарта, Шуберта, Скрябина, Метнера, Стравинского. Сильное впечатление оставил выразительный, словно магический, звук этого замечательного музыканта.

         Сергей Воронов выступал в Тверской филармонии во время учебы в консерватории — в 1999, 2001, 2002 гг. Он играл “Хроматическую фантазию и фугу” Баха, 1-ю и последнюю (№ 32) фортепианные сонаты Бетховена, “Венский карнавал” Шумана, 9-ю сонату Прокофьева, “Испанскую распсодию” Листа и его же “Сонату по прочтении Данте”, “Благородные и сентиментальные вальсы” Равеля, фантазию Шуберта “Скиталец”. Последний сольный концерт С. Воронова в филармонии состоялся в 2006 г.

         В исполнении Максима Шаталкина памятны прелюдии Рахманинова и этюды Шопена; “Патетическая” Бетховена и 4-я соната Прокофьева; труднейшие “Вариации на тему Паганини” Брамса (2-я тетрадь). Пользуясь случаем, мы поздравляем Максима — на последнем конкурсе имени П.И. Чайковского он получил диплом лучшего концертмейстера!

         Иван Шарапа сейчас окончил первый курс аспирантуры сольного фортепианного исполнительства в Академии имени Гнесиных. В Твери он сыграл несколько концертов, в которых исполнил 11-ю и 17-ю сонаты Бетховена, 6-ю рапсодию Листа, 7-ю сонату Прокофьева; виртуозные “Муки любви” и “Радость любви” Крейслера-Рахманинова.

В составе камерных ансамблей фестиваля “Гнесинская молодежь в Твери” прозвучали: струнное трио Бабаджаняна и очень редко исполняемый  струнный секстет Чайковского “Воспоминание о Флоренции”, а также струнный Октет Шостаковича — с участием Анны и Ованеса Мильтонян.

В общем, список получился большой и длинный. Однако, если внимательно присмотреться, то оказывается, что реально наши воспитанники-виртуозы задействованы очень мало. Вот, вылетели птенчики из родного гнезда, где-то учатся, кому-то там играют. А ведь как интересно было бы услышать их взрослыми, сложившимися музыкантами. Познакомиться с их репертуаром, вникнуть в их, наверняка необычные, интерпретации шедевров музыкальной классики!

Надо отдать должное директору филармонии В.Е. Боярскому и директору Учебно-методического центра Л.П. Беляковой — благодаря их помощи и поддержке наши музыкальные воспитанники время от времени выступают с концертами в родном городе. Однако, это случается достаточно редко и далеко не со всеми молодыми талантами.

Музыкальная память, впрочем, как и память человеческая — вещь ненадежная. Ускользают, растворяются в прошлом музыкальные впечатления. Их надо обновлять, освежать, разнообразить. Вот и хочется нам, тверским слушателям, а также профессиональным педагогам-музыкантам вновь увидеть и услышать наших бывших воспитанников, ощутить себя в обаянии лучей тверских звезд и звездочек. Не зря же говорят: где родился, там и пригодился!

“Вся моя жизнь с Тверью связана неразрывно, — говорит Сергей Воронов. — Здесь я родился, здесь начал учиться музыке. На концертных площадках Твери началась и моя исполнительская деятельность, начиная с концертов в ДМШ №1 и музучилище, до Дома Офицеров, библиотеки имени Горького и филармонии. На протяжении всего времени моей учебы каждая новая программа неизменно выносилась на суд тверской публики. Эти возвращения были для меня необычайно волнующи: ведь я вновь и вновь выходил играть перед людьми, которые помнили меня еще совсем маленьким”.

 

Попробую, что называется “на глазок”, очертить идею будущего проекта. Можно условно называть его молодежным абонементом “Возвращение”. Кстати говоря, Воронежская филармония держит такой абонемент для своих музыкальных питомцев.

Во всем мире область исполнительства академической музыкальной классики не является самоокупаемой. Государство всегда приходит на помощь, поскольку эта помощь сразу становится эффективным стимулом для  пропаганды шедевров высокого  искусства.  

Можно не сомневаться, что тверские виртуозы подготовят свои  концертные программы на самом высоком профессиональном уровне. Их выступления, безусловно, будут формировать культурных слушателей провинции, поднимать уровень их музыкального вкуса, пробуждать у одаренных детей стремление самим играть музыкальную классику.  

Среди музыкантов бытует давняя истина: даже самая трудная музыка может быть воспринята слушателем любого уровня, если она звучит в качественном исполнении. А за качество в данном случае можно ручаться.

На концерты молодых виртуозов наверняка охотно откликнутся органы местной прессы, музыковеды-критики, педагоги-музыканты. Их профессиональные впечатления, опубликованные в рецензиях CМИ, слушателям будет интересно сравнить со своими. Именно так формируются вкусовые критерии оценки в исполнительстве.   

Сейчас необходим только административный сотрудник, которому будет дано право организовывать концерты тверских виртуозов за деньги. Пусть это будут достаточно скромные средства, но они должны быть. Билеты на концерты можно будет распространять через детские музыкальные школы, и предлагать их не только педагогам и ученикам ДМШ, но и населению. Ведь выступления тверских виртуозов можно планировать как на тверских концертных площадках, так и в области. Думается, что все заметные районные центры откликнутся на предложение послушать новые выступления наших музыкальных звезд. Осташков, Ржев, Конаково, Кимры, Бежецк, Торжок гостеприимно распахнут двери своих концертных залов и классов ДМШ.

Хочется надеяться, что к этой идее прислушается руководство Комитета по делам культуры области и Управления по делам культуры, молодежи и спорта при городской администрации.

Есть еще одно, совершенно необходимое условие “Молодежного абонемента”— обеспечение транспортом или денежными средствами на транспорт, чтобы музыканты  могли беспрепятственно добираться до места выступления. И тогда можно будет задействовать любого тверского виртуоза на концерт примерно раз в месяц.

         Музыкальные звезды и звездочки вновь засияют на тверском небосклоне. Ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Время зажигать звезды!

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ

Статья опубликована в газете «Тверские ведомости», № 35, 22-28 августа 2008г.