Будет ли в Твери городской симфонический?

6-го октября 2002 года в зале Тверской академической областной филармонии в рамках очередного фестиваля “Музыкальная осень в Твери” состоялся концерт Тверского камерного оркестра. После весеннего, это второе выступление коллектива под управлением Андрея Кружкова. В программе — “Музыкадля камерного оркестра” Г.Свиридова, “Adagio” С. Барбера и два клавирных концерта В. Моцарта, где оркестр аккомпанировал солисту Дмитрию Башкирову. В предыдущем концерте программа оркестра была дополнена “Простой симфонией” Б. Бриттена и “ConcertogrossoФа мажор” А.Корелли.

        

Различные по составу оркестры в Твери и Тверской губернии существовали с давних пор. Первые оркестры принадлежали аристократам: сохранилось упоминание об оркестре крепостных графа Сиверса в Твери, и о таком же — помещика Полторацкого. Однако, самое раннее упоминание относится к лету 1767 г., когда императрицу Екатерину IIвстречали “отборными хорами валторн, труб, литавр и ликующим пением…”. Музыканты таких оркестров чаще всего сопровождали своей игрой театральные постановки. Первые сведения о тверских нетеатральных оркестрах относятся только к середине позапрошлого века. “Тверские губернские ведомости” сообщают об оркестре 8-го гренадерского Московского полка и Вольного пожарного общества. Та же газета за 1898 г. извещает, что духовой оркестр Общества все лето играл на сцене музыкального павильона в городском саду. А в 1891 г. “Тверские ведомости” упоминают об оркестре помещика И.Н. Лодыженского, иногда выступавшего в Благородном собрании в зимние сезоны. Видимо, в нашем городе всегда бродили “музыкальные дрожжи”, периодически замешивая “оркестровое тесто”, из которого всегда что-то выпекалось и формировалось в зависимости от музыкальных вкусов и запросов времени.

        Н.М. Сидельников После 1917 года оркестровая музыкальная жизнь Твери тесно связана с именем Николая Михайловича Сидельникова. Этот неутомимый музыкант-энтузиаст был скрипачом, певцом, дирижером и музыкальным просветителем в самом высоком значении этого слова. Приехав в Тверь в качестве руководителя гарнизонного оркестра в 1917 году, он уже через год выступал с симфоническим оркестром и хором, руководя коллективом в 50 человек. В программах концертов значатся 2-я симфония Бетховена, Героический марш Сен-Санса, Увертюра к опере Бизе “Кармен”, а также произведения Чайковского, Калинникова, Глинки. Уцелевшая афиша из семейного архива Сидельниковых сообщает о концерте симфонического оркестра 13-го февраля 1920 года. Н.М. Сидельников тогда дирижировал увертюрой “Кориолан” Бетховена, сюитой из балета “Лебединое озеро” Чайковского и другими произведениями. В то время оркестр представлял Тверское отделение Всероссийского Союза оркестрантов и состоял из 46 человек.

         Официально же симфонический оркестр был учрежден в Твери в 1922 году. В докладной записке организатора симфонических концертов Михаила Зельдина мы читаем: “Симфонический оркестр организовать можно и должно. Чего мы достигнем, имея свой городской оркестр? Первое: не будет халтурных музыкальных выступлений, второе: мы дадим городскому и фабричному населению настоящую музыку…” Концерты оркестра состоялись в Железнодорожном театре, в Большом и Малом пролетарских театрах и даже на заседаниях исполкома.

         В 1926 году Управление театрами Тверского губоно приглашает Сидельникова на должность дирижера симфонического оркестра. В его обязанности входило “снабжать оркестр нотами, подбирать репертуар, организовывать репетиции и просматривать кинокартины с целью подбора соответствующей музыки. Тов. Сидельников обязан также иметь собственный инструмент — скрипку”. До 1930-го года в разное время Н.М. Сидельниковым и его оркестром были подготовлены и исполнены произведения классического музыкального репертуара, свидетельствующие о широком диапазоне и больших профессиональных возможностях как оркестра, так и дирижера. В марте 1933 года в кинотеатре “Вулкан” по случаю 50-летия со дня смерти композитора Рихарда Вагнера в течение двух недель звучала его музыка в перерывах между сеансами. Были исполнены увертюры к операм “Лоэнгрин”, “Нюрнбергские майстерзингеры”, “Летучий голландец”, “Тангейзер”, “Риенци” и другие произведения.

         Настоящего размаха симфонические концерты в Калинине достигли в 1934-35 годах, когда на летний сезон по приглашению Н.М. Сидельникова и А.И. Лазарева — в ту пору управляющего зрелищными предприятими — в город приехали музыканты из оркестра Большого театра. На летней эстраде в городском саду при большой слушательской аудитории собирался коллектив в 60 человек и среди них до 20 столичных музыкантов. Каждый концерт сопровождался вступительным словом музыковеда Ф.Шенберга. В афишах симфонические концерты именовались общедоступными, и за недорогую плату их могли послушать все желающие. Видимо, в эти годы в городе сформировалось и ядро любителей музыки, которые ходили на каждый концерт и с нетерпением ожидали следующего.

         Один из учеников Сидельникова, Л.Н. Никольский вспоминал об этом времени: “Был заключительный концерт летнего сезона вечером выходного дня (в понедельник) 12 августа 1935 года. Стояла теплая, еще совсем летняя погода, и публика стала собираться задолго до начала концерта. Тогда еще не было принято опаздывать на любые зрелищные мероприятия. Одни сидели на своих местах, ведя неторопливую мирную беседу, другие чинно прогуливались по аллеям городского сада. Вход в сад был платным, билет стоил 10 копеек. К началу концерта, к 9 часам, “зал” под открытым небом был уже переполнен празднично одетой и настроенной публикой. Наконец, вышли на эстраду и оркестранты. Все они были в одинаковых белых костюмах и потому тоже имели праздничный вид. Для нашего провинциального города с тогдашним населением в 158 тысяч это было большим событием.

         Н.М. Сидельников дирижировал в элегантном черном фраке…Он производил сильное впечатление магической силой и выразительностью жестов, которым дружно и самозабвенно повиновались музыканты…”

         ОркестрНа фотографии 1935 года оркестр представлен полным симфоническим составом. Струнно-смычковая группа: 12 скрипок, 3 альта, 6 виолончелей и 3 контрабаса. Жаль, что музыканты деревянных духовых и медных духовых групп не расписаны по инструментам. Лишь некоторых можно сегодня вспомнить, например, известного тверского флейтиста И.А. Стрелкова, а также виолончелиста Б.В. Кюннера, духовиков Н.А. Литвицкого и А.С. Смыслова.  Пятеро скрипачей были учениками Сидельникова: В.А. Капелевич, Н.И. Маторин, Н.А. Андреев, К.И. Дмитриев, С.А. Боярский, альтист В.К. Гусев. Тверскими музыкантами были также барабанщики С.И. и Л.И. Соловьевы, А.М. Лефисс.

         В 1936 году открывается областная филармония, в помещении бывшего кинотеатра “Ударник” (ранее  “Вулкан”) работает ее концертный зал. Симфонический оркестр выступает уже в рамках филармонии и насчитывает 50 музыкантов. Главным дирижером в то время был В.В. Целиковский, концертмейстером струнной группы Я.И. Шухман. В 1938 году солисты Большого театра поставили в Калинине оперу Дж. Верди “Травиата” в сопровождении филармонического оркестра. А в 1939 году в рамках Фестиваля музыки в колхозах с оркестром Калининской филармонии выступил в с. Медном С.Я. Лемешев (дирижером был А. Беренс). 

Война многое разрушила, и оркестр на время прекратил свое существование. Однако, уже с 1942 года организуется коллектив духового оркестра, который в течение одного только 1943 года дал 206 концертных выступлений. В оркестре играли работники драмтеатра, горсада, руководители художественной самодеятельности, музыканты-любители. Н.М. Сидельников бродил по развалинам театра, подыскивая подходящие трубы, из которых он собирался соорудить звонницу для оркестра…

В середине 50-х годов Н. Варгунин, зав. муз. частью Калининского ТЮЗа, периодически собирал музыкантов и записывал с ними фонограммы музыки к спектаклям. Музыку он сочинял сам. Н. Варгунин руководил и джазовым оркестром нашей филармонии в 1950-х годах, где постоянно играли 15 музыкантов. Небольшие джазовые оркестры выступали в фойе кинотеатров “Вулкан” (рук. Розенкер) и  “Звезда” (рук. Варгунин). В это же время в цирке тоже играл оркестр, которым некоторое время руководил Н.М. Сидельников.

В октябре 1965 года дирижер В. Рождественский вновь попытался организовать симфонический оркестр. Коллектив существовал на общественных началах и в нем играли “академики” из военного оркестра, педагоги и студенты музыкального училища, а также тверские любители музыки. Среди музыкантов оркестра  Я. Киппер, В. Голиков, А. Уткин, Л. Красненков, Н. Варгунин, О. Пальцев. Программа первого концерта включала Вальс А.Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова “Маскарад”, Адажио из балета “Лебединое озеро” и увертюру “1812”  Чайковского. Оркестр дал несколько концертов в течение трех лет, но потом распался.

В 1978 г. при Калининском музыкальном училище был вновь образован симфонический оркестр (дир. Г. Коротенко). Его выступления значительно разнообразили программы ежегодных городских концертов, проводимых на сцене драмтеатра или филармонии. За 10 лет существования оркестр подготовил и исполнил первую часть 5-й симфонии Л.Бетховена, фрагменты из балета “Спящая красавица” П.Чайковского, фортепианные концерты С.Рахманинова и Д.Кабалевского, а также Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна.

…И вот снова в Твери играет симфонический оркестр. Его руководитель и дирижер — выпускник Тверского музыкального училища имени Мусоргского Андрей Кружков. В этом году он заканчивает Московскую консерваторию по специальности “симфоническое дирижирование”. По словам самого Андрея, оркестр возник из желания играть классическую музыку: “Тверь – моя музыкальная родина, — говорит он, — и мне хотелось бы оживить здесь симфоническую жизнь. Пока что мы начали с камерного состава оркестра и здесь моя опора на педагогов и что называется крепких студентов музыкального училища. Многие выпускники нашего училища, сейчас студенты и выпускники вузов, могли бы играть в родном городе, в своем симфоническом оркестре — Ю. Дашевский, Г. Чекмарев, К. Халина — но за неимением такового уезжают в другие места. Думаю, что Твери нужен городской симфонический оркестр”.

Это понимают и в филармонии: ее директор В.Е. Боярский пригласил камерный оркестр выступить с концертом на очередном музыкальном фестивале, и это, безусловно, делает честь руководству нашей авторитетной концертной организации. Но для дальнейшей жизни коллективу нужна поддержка городских властей…

 

Сам концерт Тверского камерного оркестра прошел прекрасно. Публика устроила музыкантам и солисту Дмитрию Башкирову настоящую овацию. Оба клавирных концерта Моцарта (14-й и 24-й) прозвучали на одном дыхании с залом. На бис Д.Башкиров сыграл AndantecantabileМоцарта и фортепианную транскрипцию романса Рахманинова “Весенние воды”, которая выразила общую атмосферу радостного натиска молодости, ведь в тверском оркестре играют совсем молодые музыканты.

“Мы понимали всю меру ответственности предстоящего события и тщательно готовились к выступлению в филармонии, — продолжает А.Кружков. Конечно, нам предстоит еще очень много сделать, и проблем у нас хватает. Например, очень нужны сейчас хорошие тверские музыканты-духовики, контрабасисты. Пока что их замещают московские музыканты. Мы будем и дальше работать и репетировать, и я обещаю не оставлять начатого, сделать все, что в моих силах”.

Отрадно сознавать, что руководителя и дирижера оркестра заботит прежде всего хороший профессиональный уровень подготовки музыкантов. Остались позади времена, когда состав городского оркестра был подчас весьма смешанным и на добрую половину состоял из любителей. Кроме того, в городском симфоническом оркестре со временем могли бы играть молодые талантливые студенты музыкального училища — для них это было бы и почетно, и престижно. Но это — в будущем.

В репертуаре молодого оркестра интересные и редко исполняемые произведения, например, “Музыка для камерного оркестра” Г.Свиридова — триптих, который заканчивается медленной частью и где большую и даже формообразующую роль играет фортепиано. (В концерте фортепианную партию исполнила Ольга Орлова, также бывшая выпускница нашего училища). Имя Георгия Свиридова обычно связывается с вокально-хоровой музыкой. Известна запись, сделанная на фирме “Мелодия” в 1965 году, где Музыку для камерного оркестра Свиридова исполняет Московский камерный оркестр под управлением Рудольфа Баршая, кстати, в прошлом, одного из учеников Н.М. Сидельникова. В нынешнем концерте сочинение прозвучало очень драматично и насыщенно.

“Мы могли бы готовить программы и выступать с певцами, — размышляет А.Кружков, — ведь в нашей филармонии поют великолепные вокалисты. А потом, сколько можно сыграть прекрасных концертов солистов с оркестром!”

Пожелаем новому оркестру творческих удач и успешных выступлений!

 

Приношу благодарность Л.Н. Никольскому, С.Г. Данилову и работникам областного архива за помощь в работе. 

Нина  Дроздецкая

Статья опубликована в газете “Тверские ведомости”, №82,11-17 октября 2002 г.