3-го декабря 1923-го года родилась Мария Каллас, знаменитая певица. М. Каллас обладала великолепным лирико-драматическим сопрано и окончила Афинскую консерваторию. Хорошо развитый верхний регистр голоса позволял ей исполнять в операх партии колоратурного сопрано. М.Каллас выступала в оперных театрах, пользующихся мировой известностью: в “Ла Скала” (Милан), в “Ковент-Гарден” (Лондон), в “Метрополитен-опера” (Нью-Йорк). Виртуозно владея стилем belcanto, она спела партии Аиды, Нормы, Виолетты, Леди Макбет, Лючии, Тоски. Богатый, широкого диапазона голос позволял Калласс петь и в вагнеровских операх — партии Кундри в опере “Парсифаль” и Брунгильды в опере “Валькирия”, а также Изольды в “Тристане и Изольде” Вагнера.
В 1970 г. она приезжала в СССР на 4-й Международный конкурс имени Чайковского в качестве члена жюри. С 1971г. М.Каллас вела преподавательскую работу в высшей Джульярдской музыкальной школе в Нью-Йорке.
Щедро одаренная актерским талантом и невероятной красотой, Мария Каллас снималась в кино. Одной из впечатляющих работ является Медея в одноименном фильме П.Пазолини.
М.Каллас умерла в Париже в возрасте 53 лет. В начале декабря 2000г. состоялся аукцион по продаже ее вещей. Выручка от аукциона составила 1 млн. 250 тыс. долларов.
5-го декабря 1946 года — День рождения еще одного знаменитого певца — тенора Хосе Каррераса. Он окончил консерваторию в Барселоне по двум специальностям, как пианист и вокалист. До этого пробовал заниматься химией, т.к. наследственная профессия его семьи — косметология. (Наверное, поэтому в нашем отечественном РХТУ, Российском химико-технологическом университете имени Менделеева, бывшем МХТИ, Каррерасу присвоили титул почетного доктора). Хосе Каррерас, как и Мария Каллас, выступал в крупнейших оперных театрах мира: он спел партии Альфреда, Неморино, Рудольфа на сцене “Ковент-Гардена”, Каварадосси в “Метрополитен-опера”, Канио в “Ла Скала”. Вместе с Монсеррат Кабалье пел в опере Верди “Набукко”.
В 1887 г. Каррерас узнал, что болен лейкемией. Однако, пройдя интенсивный курс лечения, смог победить болезнь и уже через год стал выступать вновь. Сейчас Хосе Каррерас является учредителем и главой Фонда борьбы с лейкемией. Всего он записал 150(!) альбомов, а в 1990г. вместе с Лючано Паваротти и Пласидо Доминго образовал необычное трио мировых теноровых звезд. Когда к ним захотел присоединиться четвертый тенор — Андреа Бочелли, но получил вежливый отказ.
Хосе Каррерас дает благотворительные концерты. Год тому назад свой единственный концерт в Москве он посвятил погибшим морякам подлодки “Курск”. А осенью этого года собирается вновь выступить с благотворительным концертом, все средства от которого будут переданы в Фонд реставрации Большого театра.
Хосе Каррерасу, Командору Ордена искусств и литературы, кавалеру Ордена Почетного легиона, “Каммерзингеру” Венской оперы, почетному доктору Барселонского университета и почетному члену Лондонской королевской музыкальной академии исполняется 55 лет.
8-го декабря 1865 года родился замечательный финский композитор Ян Сибелиус. Он родился в гор. Хямеенлинне, сейчас городом-побратимом нашей Твери. Любимым музыкальным инструментом Сибелиуса была скрипка, именно для нее он написал одно из лучших своих произведений — Скрипичный концерт, давно вошедший в золотой фонд скрипичного репертуара. Любителям классической музыки известен также его “Грустный вальс” из музыки к драме Ярнефельта “Смерть”. Этот вальс буквально пронизывает поэтичный телефильм “Умирать не страшно” с Михаилом Глузским в главной роли — фильм о судьбе дружной семьи во времена сталинских репрессий.
Сибелиус — автор семи симфоний, симфонических поэм на сюжеты древней “Калевалы”. Природа Финляндии, страны 1000 озер — звучит в его музыке. Об этом говорят и названия произведений: “Туонельский лебедь”, “Дочь Севера”, “Ночная скачка и восход солнца”.
“Миллионы лет назад, в прошлых воплощениях, — сказал однажды Сибелиус, — я, должно быть, был как-то связан с лебедями или дикими гусями, потому что и сейчас ощущаю это родство”. Более 50 лет Сибелиус прожил на вилле вблизи Хельсинки, лишь изредка выезжая для участия в концертах.
Каждые пять лет в Хельсинки проводится Международный конкурс скрипачей имени Я.Сибелиуса. Он считается одним из престижных исполнительских конкурсов, подобно отечественному конкурсу имени П.Чайковского. Существует и премия имени Сибелиуса — 600 000 финских марок. Ее лауреатами в свое время стали наши соотечественники Д.Шостакович и И.Стравинский.
Родион Константинович Щедрин, советский композитор и пианист, родился 16-го декабря 1923г. Яркость и оригинальность его дарования обнаружились сразу: в балете “Конек-горбунок”, в опере “Не только любовь”, в “Озорных частушках”. Вот уже 10 лет Р.К.Щедрин живет в Мюнхене, являясь членом Баварской музыкальной академии.
“Сейчас у меня жизнь идет так: тот, кто хочет, чтобы я что-нибудь ему написал, делает мне заказы или произведение. Тогда я пишу” — заявил он в одном из интервью. Последние его работы — опера “Лолита” по роману В.Набокова, поставленная в Стокгольме при участии М.Ростроповича; “Российские фотографии”, где есть часть под названием “Город Алексин” — родины отца композитора; “Вологодские свирели”, сочинение, написанное к 50-летию смерти Бартока в 1995г., а также Виолончельный концерт, уже исполненный Ростроповичем. Прибавим к этому 5-й фортепианный концерт, а также сочинение под интригующим названием “Вступление к 9-й симфонии Бетховена”, которое предполагается исполнять вместе с ней без перерыва.
В один день со Щедриным родился другой, не менее известный композитор — Георгий (Юрий) Васильевич Свиридов (1915-1998). Он был одним из первых учеников Д.Д.Шостаковича, о котором его учитель однажды сказал: “Нот мало, а музыки много…” Всем известны и многими любимы его хоровые произведения: “Поэма памяти Есенина”, “Патетическая оратория” на стихи Маяковского, концерт “Пушкинский венок”.
Однако, немногие знают, что Георгий Свиридов был глубоко верующим человеком, возродившим традицию обращения композитора к православному Обиходу как источнику творчества. С конца 1970-х годов возникают сочинения Свиридова “Из песнопений Пасхи”, “Песнопения Великой субботы”, затем “Обедня” и “Величание”. Исполнительский состав — смешанный хор без сопровождения и бас соло, т.е. традиционный для церковного богослужения. Последним сочинением Свиридова были “Песнопения и молитвы” в 16-ти частях. Он просил в завещании не делать торжественных гражданских похорон, а совершить над ним отпевание по православному чину, что и было сделано.
По словам композитора “он хотел воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться”.
Уже после смерти Свиридова вышли в свет его “Разные мысли” в журналах “Москва” и “Наш современник”. Приведу одну из них, запомнившуюся мне: “Любопытно, что Пушкин сделал трактирного скрипача слепым. Это тонкая гениальная деталь. Он играет не по нотам, а по слуху. Музыку Моцарта он берет что называется из воздуха, который как бы пронизан, пропитан ею. Если сказать просто — дар мелодии, вот тот Божественный дар, которым наделен Моцарт”.
В заключение приведу список менее известных сочинений Г.В.Свиридова: “Весенняя кантата” на слова Некрасова (1972), кантаты “Барка жизни” (1974) и “Ночные облака” (1979) обе на стихи Блока, поэмы для хора “Ладога” (1980) на стихи Прокофьева, “Лапотный мужик” (Орешин, 1981) и “Гимны Родине” (Сологуб, 1978). Это также 12-частный хоровой цикл на стихи Блока “Песни безвременья” (1980) и поэма для голоса с фортепиано “Отчалившаяся Русь” на стихи Есенина. Вокальная поэма “Петербург” на стихи Блока была посвящена замечательному российскому певцу Дмитрию Хворостовскому и им же впервые исполнена.
17 декабря – день рождения Людвига ван Бетховена, одного из трех, всем известных венских музыкальных классиков (1770-1827). Потомок голландца, от которого он унаследовал частицу “ван” в своей фамилии, Бетховен почти всю жизнь провел в Вене, столице Австрийской империи. По собственным словам композитора, он “с детства стремился осмыслить то лучшее и мудрое, что создано каждой эпохой”. Очевидно, что многое ему удалось в этом устремлении. Бетховен считается создателем классических образцов в жанре симфонии и сонаты. Современникам его музыка казалась новой, необычной, но вскоре она завоевала себе почетное место на Олимпе.
С 27 лет появляются первые признаки глухоты, поразившей композитора настолько, что он был близок к самоубийству. И все же найдя в себе душевные силы противостоять болезни, он смог не убить в себе Божественный дар. Он продолжал слушать и слышать музыку в себе, хотя далеко не все из того, что он сочинял, было воспринято и оценено его современниками.
Упомяну несколько сочинений Бетховена, связанных с Россией. Это три струнных квартета ор.59, посвященных графу А.К.Разумовскому, русскому послу в Вене, и три струнных квартета ор.127,130 и 132, которые Бетховен посвятил другому русскому аристократу, князю Н.Б.Голицыну. По инициативе Голицына в Петербурге состоялось первое и единственное при жизни композитора полное исполнение его “Торжественной мессы”.
НИНА ДРОЗДЕЦКАЯ
Опубликовано в газете “Тверская жизнь” № 236, 18 декабря 2001 г.; № 241, 25 декабря 2001 г.