5-го марта 1887 года появился на свет бразильский композитор, фольклорист и дирижер Эйтор Вила-Лобос. Он родился в Рио-де-Жанейро, в юности много путешествовал по Бразилии, собирая музыкальный фольклор. Уже зрелым музыкантом приехал в Париж, где его музыка получила первое признание. Вернувшись в Бразилию, Вила-Лобос становится во главе всего музыкального образования в стране. В разных городах страны при его поддержке возникали музыкальные школы и хоровые коллективы, позднее он основал Бразильскую Академию музыки. Глубокое почитание музыки Иоганна Себастьяна Баха вызвало к жизни Бразильские бахианы — 10 сюит для различных инструментальных составов. Именно благодаря им Вила-Лобос стал популярен в нашем отечестве. Хотя он — автор самых разных музыкальных жанров. В своем творчестве композитор культивировал два национальных жанра: сересту (тип традиционной песни) и шоро (некий синтез бразильского, индейского и просто популярного музыкальных языков). В разное время Вила-Лобос создал оперу “Малазарте”, симфонические поэмы “Уирапуру” и “Амазонки”, Шоро №5: Almabrasileiraдля фортепиано, Бразильскую бахиану № 1 для восьми (!) виолончелей и Сересты для голоса и фортепиано. Он дружил со знаменитым Андреасом Сеговией и именно для него написал Концерт для гитары с оркестром, который Сеговия часто исполнял.
21-е марта — день рождения Александра Николаевича Вертинского (1889-1957). Его называли русским Пьеро, кумиром женщин, порочным цветком русского декаданса. Трижды волна славы настигала Вертинского. Первый раз — в 1917г., когда на эстраде небольшого московского театра появился худой юноша. Белая маска лица — трагические черные брови, алый рот, руки с длинными пальцами. Его песни называли ариетками, печальными песенками. Он сразу стал знаменитым, ему подражали, им восхищались. Однако октябрьская революция вынудила его уехать за границу, обрекла на долгие годы скитаний. Ностальгия стала его музой, а песни превратились в музыкальные баллады.
Он во второй раз обрел широкую известность. Персонажи его песен — клоуны и кокаинистки, танцовщицы кабаре и кинозвезды, капризные дамы и бродяги, артисты и сутенеры. Теперь Вертинский одет во фрак, ослепительно-белую манишку и лаковые туфли. Странно, но он все время рвется в Россию и пишет письма Советскому правительству, всякий раз получая отказ. Ему было разрешено вернуться только в 1944г. На родине слава и популярность вновь сопутствовали Вертинскому. Он давал много благотворительных концертов в пользу голодающих, детей-сирот, солдат. За участие в фильме “Заговор обреченных” был удостоен Государственной премии СССР в 1951г. А.Н.Вертинский умер в возрасте 68 лет, сразу после концерта в Ленинграде, буквально за кулисами.
Знаменитый дирижер Артуро Тосканини родился 25 марта 1867г. В начале своей карьеры Тосканини был концертмейстером виолончелей в оркестре итальянской оперной труппы. Он дебютировал как дирижер в опере “Аида”, заменив заболевшего маэстро. В 1898-1903 и 1906-08 годах Тосканини — главный дирижер театра “Ла Скала”. Именно в этом театре он впервые в Италии исполнил оперы “Зигфрид” Вагнера, “Евгений Онегин” Чайковского, “Эврианту” Вебера. В 1901г. он выступил в нашумевшей постановке оперы “Мефистофель” Бойто, где огромный успех выпал на долю Шаляпина. В 1908-15 гг. А.Тосканини — дирижер в “Метрополитен-опера”, где благодаря его усилиям впервые была поставлена опера Мусоргского “Борис Годунов”.
Дважды Тосканини дирижировал на вагнеровском фестивале в Байрейте — операми “Тристан и Изольда” и “Парсифаль” в 1930-31гг. После второй мировой войны Тосканини исполнил ряд опер на американском радио (“Аида”, “Фальстаф” Дж.Верди).
31 марта 1732 г. — день рождения австрийского композитора Йозефа Гайдна, вместе с Моцартом и Бетховеном образовавшего триаду венских классиков. Почти тридцать лет Гайдн служил придворным композитором у князя Эстергази. Его должность была достаточно унизительной: Гайдн не мог издавать свои сочинения, однако, должен был писать их по велениям князя. Лишь уйдя на пенсию, композитор смог поехать в путешествие. По приглашению своих бывших учениц он впервые посетил Лондон. Так возникли бессмертные Лондонские симфонии. Всего же произведений в этом жанре Гайдном сочинено более ста. Его музыка и сейчас впечатляет внутренней уравновешенностью, жизнерадостным мироощущением. Именно Гайдна сейчас считают основателем инструментального театра, когда музыканты оркестра одновременно еще и актеры. В заключении его “Прощальной симфонии” они незаметно прекращают игру, гасят свечи и в определенном порядке покидают сцену. Отсюда родилась традиция исполнять эту симфонию при свечах, что соблюдается и по сей день.
31 марта 1872 года появился на свет Сергей Дягилев — величайший импресарио всех времен, организатор “Русских сезонов” в Париже. Его жизнь многим представлялась сплошным триумфом, звездной дорогой, вымощенной золотым кирпичом и устланной розами. На самом деле он начинал без средств, всегда балансировал на грани банкротства и умер в безденежье.
Дягилев родился в Новгородской губернии. Его отец был генерал-майором царской армии. Мать умерла родами. В юности Дягилев занимался композицией, но его убедили отказаться от композиторской карьеры. Он решил стать покровителем в художественном мире и в 1899г. учредил элитарный журнал “Мир искусства”. Дягилев открыл миру имена хореграфов Леонида Мясина и Михаила Фокина, композиторов Мориса Равеля, Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева, художников Александра Бенуа, Пабло Пикассо и Николая Рериха. В его труппе танцевали Анна Павлова и Вацлав Нижинский.
Импозантный, барственный, с седой прядью в темных волосах, за что его прозвали Шиншиллой, Дягилев производил необыкновенное впечатление. В нем соединялись гениальное понимание природы театра, а также умение организовать и сплотить усилия всех исполнителей. Благодаря Дягилеву в русском балете появился мужской танец, мужчина стал первостепенным героем. Если бы не было легендарных прыжков В.Нижинского, не состоялся бы и триумф Р.Нуриева.
НИНА ДРОЗДЕЦКАЯ