II фестиваль имени М.П. Мусоргского. Прошедшее в настоящем

Под таким названием в Твери прошел IIфестиваль имени М.П. Мусоргского. Он открылся масштабным событием — оперным спектаклем “Борис Годунов”, представленным в первой авторской редакции (1869). “Бориса” привез в Тверь Московский театр Новая опера имени Е.В. Колобова (режиссер Валерий Белякович).

Тверским любителям оперной музыки очень повезло — им довелось услышать первоначального и подлинного “Бориса Годунова”, без последующих  редакторских исправлений и режиссерских купюр. Оркестровка оперы тоже звучала в оригинале. Напомню, что в первой редакции еще нет польского акта и знаменитой сцены под Кромами, сочиненными Мусоргским позднее. В центре — образ страдающего царя Бориса, и в муках совести, кажется, искупающего тяжкий грех своего  преступления.  

Распространенным является мнение о том, что Мусоргский был гениальным композитором-дилетантом, не ведающим законов голосоведения и оркестровки, и по наитию сочиняющего оперы-шедевры. Спектакль Новой оперы успешно опровергает этот стереотип и убеждает в несомненной художественной правоте Мусоргского-композитора. Музыка “Бориса Годунова” захватывает слушателя в плен буквально с первых тактов и не отпускает до самого последнего момента.

Музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Волосников бережно сохраняет интерпретацию оперы, установленную Евгением Колобовым. Прежде всего, обращают внимание темпы, поначалу кажущиеся слишком медленными. Однако, постепенно спектакль рождает свой, неторопливый темпоритм в духе старинных русских летописей. Эпический тон повествования, заданный в Прологе, продолжает монах Пимен (Олег Диденко) в монологе из 1-го действия: “Да ведают потомки православных земли своей минувшую судьбу!”. Эпическим дыханием проникнуты и хоры оперы — от унылого причета в “На кого ты нас покидаешь” до мощного вопля “Хлеба!”, исторгнутого из самых недр народной души (хормейстеры Наталья Попович и Виктор Кутураев).

В спектакле заняты в основном молодые исполнители. Возможно, именно благодаря возрасту, их персонажи впечатляют особой силой и убедительностью. Это — Сергей Поляков (Василий Шуйский), Александр Скварко (Григорий Отрепьев), Василий Ладюк (Щелкалов), Татьяна Табачук (Шинкарка), Алексей Антонов  и  Максим Остроухов (Варлаам и Мисаил).

Глубокое впечатление оставляет великолепная работа Владимира Кудашева в роли царя Бориса. Образ мятущегося русского монарха, одновременно властного и совестливого, дальновидного политика и заботливого отца семейства, был тщательно проработан певцом как в целом, так и в мельчайших деталях. Особенно запомнился в исполнении В. Кудашева  последний  монолог Бориса “Прощай, мой сын” в сцене смерти из заключительной картины оперы. 

Второй концерт фестиваля имени М.П. Мусоргского под названием “У истоков музыки” состоялся в древнем городе Торопце. Так случилось, что псковский уездный Торопец вошел в состав Тверской области в 1935 г. Именно там, на торопецкой земле прошли детство и юность М. Мусоргского. В Торопце  жила последние годы его мать, Юлия Ивановна (урожд. Чирикова), и композитор нередко навещал ее. Матери Модест Петрович посвятил романс “Молитва” и “Колыбельную песню”.

Программа торопецкого концерта включала романсы, песни, арии из опер Мусоргского в исполнении солистов Тверской академической филармонии: “Где ты, звездочка?”, “Козел” и “Сиротка” (заслуженный артист РФ Олег Григоращенко), “Что вам слова любви” (народный артист РФ Вадим Тирон), вокальный цикл “Детская” (солистка Татьяна Соколова). Прозвучали также – “Скерцо” в переложении для баяна (Ильдар Салахов), любовный дуэт Марины Мнишек и Самозванца из оперы “Борис Годунов” (солистка Мариинского театра Вера Егорова и Олег Григоращенко), хоры “Иисус Навин” и “Поражение Сеннахериба” (лауреат премии ЦФО, камерный хор  “Русский партес” п/у Андрея Кружкова).

Третий, заключительный гала-концерт фестиваля словно взорвался фейерверком музыкальных шедевров Мусоргского. Концерт состоял из трех отделений, каждое из которых представляло определенную тему творчества великого русского композитора. В первом отделении прозвучал фортепианный цикл “Картинки с выставки” в исполнении Сергея Тарасова. Под руками замечательного пианиста музыкальные картинки буквально расцвели новыми деталями и штрихами. Огрызался грубостями “Гном”, праздничным звоном переливались колокола, перемежаемые тихим церковным пением (“Богатырские ворота”), загадочно светилась надпись в “Римской гробнице” и радостно толклась в скорлупках молодая жизнь (“Балет невылупившихся птенцов”). Яростная Баба-Яга устремлялась в бой;  безапелляционно утверждал свое Самуэль Гольденберг, однако, все и всех объединяла и примиряла прекрасная тема “Прогулки”, каждый раз оттененная музыкантом иной нюансировкой. 

Во втором отделении прозвучали — “Рассвет на Москва-реке” в исполнении лауреата премии ЦФО камерного оркестра “Российская камерата” (дирижер Андрей Кружков), Думка Параси из оперы “Сорочинская ярмарка” (заслуженная артистка РФ Татьяна Скворцова), Сцена гадания Марфы из “Хованщины” (народная артистка РФ, солистка Большого театра Татьяна Ерастова). Мощной кульминацией всего концерта явилось исполнение Владимиром Байковым вокального цикла Мусоргского “Песни и пляски смерти” на стихи А. Голенищева-Кутузова в великолепной оркестровке Сергея Левина. Слушателей до слез потрясла “Серенада”, которая из любовной песни превратилась в жуткое шествие смерти.  

Тверская земля связана с М.П.Мусоргским неразрывными узами. Композитор дважды (в 1879 и 1880 гг.) приезжал в Тверь с концертами. В обоих случаях он выступал здесь с певицей Дарьей Михайловной Леоновой, уроженкой Вышнего Волочка Тверской губернии. Вместе они дали три концерта в зале Дворянского собрания. В программе, среди других, значились и сочинения самого Мусоргского: баллада “Забытый” на стихи тверского помещика Арсения Голенищева-Кутузова, сцена коронации Бориса Годунова, фрагменты из оперы “Хованщина”. Публика тепло принимала музыкантов; после исполнения вокальных сочинений Мусоргского, слушатели каждый раз вызывали автора и долго аплодировали.

В третьем отделении гала-концерта прозвучали — заключительный хор из оперы “Сорочинская ярмарка” (камерный хор “Русский партес” п/у А. Кружкова), сцена у фонтана из второй авторской редакции оперы “Борис Годунов” (Татьяна Ерастова и Олег Григоращенко), монолог царя Бориса “Достиг я высшей власти” и Песня Варлаама “Как во городе было, во Казани” (солист Боннской и Финской оперы, а также Варшавского Большого театра Владимир Байков). Захватывающе артистичным стало выступление певицы Татьяны Ерастовой, обладающей необыкновенным голосом яркого и сочного контральтового тембра. Она исполнила песню Шинкарки из оперы “Борис Годунов” и Гопак на стихи из поэмы Т. Шевченко “Гайдамаки”.

Тверская аудитория долго и восторженно аплодировала артистам. Многие слушатели отмечали, что фестиваль имени Мусоргского воспринимался ими как долгожданный, что уже давно они ощущали ностальгию по отечественной музыке. Добавлю к этому, что идея проведения фестиваля принадлежала арт-директору Тверской академической филармонии, заслуженному деятелю искусств и лауреату Государственной премии РФ Владимиру Боярскому. Он и явился душой и вдохновителем замечательного музыкального праздника.

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ   

 

В сокращенном варианте опубликована в газете «Музыкальное обозрение», № 3 2010 г.