III фестиваль имени М.П. Мусоргского. «Хованщина» - мощный завершающий аккорд фестиваля

В Твери прошел III фестиваль музыки Модеста Петровича Мусоргского. Мощным завершающим его аккордом прозвучала опера «Хованщина».

Участниками этого выдающегося спектакля стали Московский театр «Новая опера», камерный хор Костромской филармонии (художественный руководитель Андрей Мальков), хоровая капелла «Ярославия» (худ.рук. Владимир Контарев). Дирижером и музыкальным руководителем выступил Дмитрий Волосников.

Опера «Хованщина» звучала в концертном исполнении, но даже в таком сдержанном варианте производила колоссальное впечатление. На сцене театра драмы разместились хор и оркестр, группа трубачей играла в верхнем ярусе зрительного зала, солисты пели на авансцене. Среди них особенно впечатлили образы Подъячего (Максим Остроухов), Досифея (Владимир Кудашев), Князя Ивана Хованского (Олег Диденко). Даже в концертном исполнении Подъячий выходил на сцену, что называется в образе, угодливо полусогнувшись и с огромным пером наготове. Сцену гадания Марфы во втором действии оперы великолепно спела Агунда Кулаева.

«Хованщина» является, по определению самого композитора, «народной музыкальной драмой». Огромное значение в ней придается хорам, и сам народ понимается Мусоргским как некая историческая личность, «одушевленная единою идеею». Хоры прекрасно звучали на всем протяжении оперы – разудалых стрельцов и истовых староверов, сенных девушек и петровских «потешных».

Настоящим открытием для многих слушателей явилась созвучность «Хованщины» сегодняшним российским проблемам. Происходящая на сцене схватка самолюбий между предводителем стрельцов Иваном Хованским и боярином Василием Голицыным и сегодня воспринимается абсолютно современной, а раздумья боярина Шакловитого (Артем Гарнов) о будущности России не потеряли своей насущности и в XXIвеке.

В оперу Мусоргский включил подлинный гимн старообрядцев – «Враг человеков, князь мира сего восста». Исполняемый хором в один голос, насыщенный силой и внутренней страстностью, этот гимн прозвучал как приговор веку нынешнему, как страшный диагноз падения духовности в наши дни.

Эпическое дыхание «Хованщины» чувствовалось с первых тактов. Оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке» захватило слушателей неспешностью и в то же время почти ощутимым течением времени. На всем протяжении действия в опере переплетались несколько сюжетных линий, взаимодействовали различные образные пласты – композиторский гений смог объединить их.

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ

 

Опубликована в газете «Тверские ведомости» 8-14 апреля 2011 года (№ 14)