35 фестиваль (2004). Октябрь музыкальный

Обилие качественных музыкальных впечатлений в октябре буквально заставило меня взяться за перо и сделать краткий обзор некоторых концертов филармонического фестиваля “Музыкальная осень в Твери”. Октябрьский концерт музыкального училища в рамках фестиваля газеты “Тверские ведомости” будет подробно рецензирован в одном из следующих газетных номеров.

 

Оставь мне, молодость, шальной свой огонёк!

18 октября в зале филармонии состоялся концерт с участием нар. арт. СССР Владимира Зельдина, артистов Ольги Боярской и Анатолия Быкова, а также танцевальной группы Тверской филармонии.

         Программа концерта в фестивальном буклете имела весьма ободряющее название: “Без женщин жить нельзя на свете, нет!” Однако, мне, как и всем слушателям в зале, хотелось воскликнуть после концерта, что без Владимира Зельдина жить на свете тоже никак  нельзя! Потому что этот замечательный человек, даже в весьма почтенном возрасте (Владимиру Михайловичу скоро — 90), излучает такую покоряющую силу жизнелюбия, артистизма и просто человеческого обаяния, что не оставляет безразличным никого. Тверские слушатели, стоя, устроили ему после концерта настоящую овацию и долго не отпускали со сцены.

         В небольшом интервью после концерта В.М. Зельдин рассказал, что его детство прошло в Твери, на Пролетарке. В первые трудные годы после Октябрьской революции семья Зельдиных переехала в наш город. Отец работал инженером на фабрике “Товарищество ‘Тверская мануфактура”, и семья проживала в двухэтажном кирпичном доме, где соседями были управляющий фабрики г-н Бурше с семьей (в 1917г. немецкий инженер Бурше перешел на сторону Советской власти и стал гражданином Бурше), а также другие инженерные работники фабрики. Все дети этого дома очень дружили между собой, образовав свое товарищество, где мальчики по-рыцарски защищали девочек, где были совместные дворовые игры, общие воскресные обеды в семье Бурше и коллективные встречи  Рождества и Пасхи (потому что размеренная бытовая жизнь шла своим чередом, невзирая на исторические катаклизмы). Здесь Владимир Зельдин учился в 6-й школе, купался в Тьмаке, учился музыке. В 1924 году семья уехала из Твери.

         “Тверь — мой любимый город, и я часто бываю здесь, — рассказал Владимир Михайлович после концерта, — здесь я чувствую ауру великого духовного прошлого России с именами Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Крылова… В этом городе великолепная слушательская аудитория, и я всегда встречаю самый теплый прием”.

         Владимир Зельдин гордится тем, что принадлежит к великому военному поколению нашей страны: “Люди моего поколения героически защищали Родину во время войны, и всего за четыре года после нее заново отстроили разрушенные фашистами города. В 1941 году, когда в блокадном Ленинграде задумали ставить музыкальную комедию “Раскинулось море широко” (c музыкой Н. Минха, В. Витлина и Л. Круца), люди моего поколения прекрасно понимали, как важно именно сейчас, во время невероятного напряжения всех человеческих сил, думать о светлом будущем и верить в победу. Спектакль, в котором мне посчастливилось принимать участие, был поставлен в фантастически короткий срок — всего за две недели!” (В концерте была сыграна сцена из этой музыкальной комедии в исполнении В.Зельдина и О.Боярской).

         А вообще, в этот вечер звучали прекрасные песни из кинофильмов военных и послевоенных лет, сцены из оперетт и мюзиклов, стихотворения и воспоминания о войне. “Оставь мне, молодость, шальной свой огонёк”, — пел Владимир Зельдин всем знакомую песню советских времен, и она находила отзвук в сердцах всех, кто собрался в зале. Благородная артистическая аура Владимира Зельдина высветила и лирическое дарование Ольги Боярской, ее женственную пластичность и музыкальность. 8-го ноября их совместная программа будет показана на сцене зала Дома ученых в Москве. А в ближайшее время Владимир Зельдин и Ольга Боярская примут участие в съемках фильма “Парк советского периода”, над которым сейчас работает Юлий Гусман.

         Запомнился тверским слушателям и филармонический певец Анатолий Быков. Обладая красивым голосом густого басового тембра, Быков продемонстрировал и великолепное владение им. После концерта я слышала, как слушатели старшего поколения обсуждали свои впечатления: “Поет Быков, а закроешь глаза — ну просто вылитый Сергей Захаров!” С их точки зрения, такой комплимент — высшая похвала нашему тверскому певцу, прекрасно исполнившему знаменитую песню “Татьянин день” из репертуара С.Захарова. В концерте Анатолий Быков спел также популярные песни — “Есть только миг” (из к/ф “Земля Санникова”) и “Не забывай”.

 

Давай-ка полетим с тобой на Луну!

 

23 октября в рамках все того же осеннего фестиваля “Музыкальная осень в Твери” состоялся концерт джазовой музыки. Участниками концертами выступили А. Ростоцкий (бас-гитара), В. Данилин (аккордеон) и засл. арт. России А. Кузнецов (гитара), образовавшие “Супертрио”. Первое отделение завершил нар. арт. России И. Бриль (ф-но). После антракта  джаз играли музыканты квартета в составе: нар. арт. России Г. Гаранян (альт-саксофон), М. Иванов (ф-но), Д. Севастьянов (ударные) и А. Иванов (контрабас).

 

         Как сообщает буклет фестиваля, Тверь уже несколько лет является настоящей столицей джаза. С этим трудно не согласиться, потому что джазовые концерты и фестивали в нашем городе проходят регулярно, а музыканты-джазмены сюда приезжают охотно и с удовольствием, ибо их концерты всегда проходят при переполненном зале. Тверская публика с большим воодушевлением и даже восторгом встречает разнообразные джазовые импровизации. Вдохновленные таким приемом музыканты пускаются в такие музыкальные  изобретения, что зачастую переходят грань человеческих и музыкальных возможностей.

         Грань в этот раз легко перешагнул барабанщик джазового квартета Дмитрий Севастьянов. Сказать, что он является сейчас одним из самых лучших барабанщиков России — значит сказать о нем самую малость. Надо слышать и видеть его фантастическую импровизацию. Успеть осознать сложнейшие ритмические переходы, рождающие необыкновенную полифонию ритмов. Услышать игру самых невероятных тембров, которую волшебные палочки Дмитрия извлекали из всего, что звучит, начиная от ударной установки, стойки микрофона и заканчивая  деревянной обшивкой сцены. А как лихо звучала совместная импровизация барабанщика с контрабасистом, когда палочки Дмитрия в поисках новых тембров добрались до контрабасовых струн! Кстати говоря, контрабасист Андрей Иванов тоже потряс всех феерической импровизацией на своем неудобном, громоздком и неуклюжем инструменте. Контрабас, этот старый басовый ворчун под пальцами музыканта вдруг запел, затанцевал и превратился в нежно-чувствительного, певучего и необыкновенно виртуозного собеседника. Неожиданно контрабасу оказались легко доступны флажолеты, и в руках Андрея Иванова он стал соперничать с гитарой.

         “Давай-ка полетим с тобой на Луну!” — так называлась одна из композиций, которую сыграли джазовые музыканты “Супер-трио”. Один из его участников, Александр Ростоцкий (бас-гитара) не перестает удивлять тверских любителей джаза самыми разнообразными ансамблевыми составами, с которыми он сюда приезжает. Наверное, Александр переиграл уже со всеми джазменами России и не только. Он очень любит Индию, регулярно ездит туда и много играет с индийскими музыкантами. Этно-джаз — одно из направлений, где Александр Ростоцкий сумел сказать свое слово, а точнее сыграть свой “джем-сешн”.

         В небольшом интервью музыкант рассказал, что родился в Твери, а его детство прошло во Ржеве. Там в музыкальной школе преподавала мама — Анна Зиновьевна Ростоцкая, выпускница Калининского музыкального училища по классу скрипки Я.А.Киппера (1954). Она воспитала много поколений маленьких музыкантов и сейчас по праву считается основательницей ржевской скрипичной школы. “Однажды я с мамой возвращался с рынка и нес авоськи с продуктами, — рассказывал Александр. — Нам встретился Слава Симонов, который тогда только что приехал в Ржев по распределению после окончания музыкального училища. Присылайте ко мне Вашего шалопая, сказал он, пусть учится играть на чем-нибудь. Так я стал посещать музыкальный кружок, который вел Слава. Мне сразу дали настоящий, очень красивый американский саксофон. Я увлекся, дул в него целыми днями, и уже через месяц мог играть что-то членораздельное. Так что Симонов, можно сказать, мой крестный музыкальный папа” (Вячеслав Симонов специально приехал в Тверь из Москвы, чтобы послушать джазовый концерт, и в это время сидел в зале).

         7-го ноября Александр Ростоцкий будет играть джазовый концерт, посвященный памяти матери, на своей родине — во Ржеве. В концерте предполагается участие художника, импровизация которого будет сразу транслироваться на экран для зрителей. Фернандо Перес, испанец, буквально влюблен в русскую культуру и в джаз, так что концерт обещает быть очень интересным.

         Воодушевленный горячим приемом слушателей, Георгий Гаранян тоже заявил, что родился недалеко от Твери, в селе Выдропужске. “Я очень люблю Тверь, и приезжаю сюда как к себе домой”, — признался он. Так что финал этого, во всех отношениях замечательного вечера прошел во взаимных любовных признаниях музыкантов и публики, причем признаниях, высказанных в самых восторженных, музыкально-интонационных выражениях.

Нина  Дроздецкая

 

Рецензия опубликована в газете «Тверские ведомости», № 48, 12-18 ноября 2004 г.