36 фестиваль (2005). Первый оркестр страны открывает тверской фестиваль

1-го октября в Международный день музыки в областном театре драмы состоялось открытие XXXVI фестиваля “Музыкальная осень в Твери”. Фестиваль вступает в свою очередную, уже восьмую, пятилетку. Его открывал главный музыкальный коллектив страны — Государственный академический симфонический оркестр.

 

В разное время Большой симфонический оркестр возглавляли самые достойные отечественные дирижеры: А. Гаук, Н. Рахлин, К. Иванов. 35 лет оркестром дирижировал Е.Светланов. С 2002 г. ГАСО выступает под руководством М. Горенштейна. До этого времени М. Горенштейн дирижировал оркестром “Молодая Россия”, который сам создал, и с которым записал 18 дисков.

“С такими музыкальными силами можно открывать фестиваль в любой столице мира”, — заметил ведущий концерта Святослав Бэлза. С ним трудно не согласиться, ибо помимо великолепного исполнения, музыканты привезли с собой интереснейшую программу. Наряду с популярным,  пользующимся неизменной любовью публики, фортепианным концертом Грига (солист Денис Мацуев), в концерте прозвучала почти неизвестная “Бурлеска” Рихарда Штрауса для фортепиано с оркестром, и его же симфоническая поэма “Жизнь героя”.

Денису Мацуеву — 30 лет, и сегодня он является одним из наиболее востребованных пианистов мира. В недалеком прошлом Д. Мацуев — лауреат 11-го Международного конкурса имени Чайковского. Попутно отмечу, что шедевр П. Чайковского — Первый фортепианный концерт — Д. Мацуев сыграл уже более 1000 раз на самых различных сценических площадках.

Фортепианный концерт Грига, прозвучавший в концерте, является по общему мнению совершенным образцом лирического концерта, вместе с аналогичными произведениями Шумана и Шопена. Он был исполнен Д. Мацуевым с большим воодушевлением, и в очередной раз позволил тверской публике насладиться романтической восторженностью первой части, проникновенной лирикой второй, задорными танцевальными ритмами финала.

“Бурлеска” Р. Штрауса запомнилась слушателям интригующим диалогом литавр с фортепиано. Использование литавр, как солирующего музыкального инструмента, крайне редко встречается в мировой музыкальной литературе. Здесь вспоминается эпизод из “Фантастической симфонии” Г.Берлиоза, в котором литавры солируют в конце 3-й части, предвещая трагический исход всего произведения. В “Бурлеске” Р. Штрауса литавры словно соревнуются в интонировании с фортепиано, то перекликаясь, а то и пародируя партию солиста.

Симфоническая поэма “Жизнь героя”, исполненная во втором отделении концерта, впечатлила мощью и в то же время сбалансированностью звучания отдельных групп оркестра. Как свидетельствует партитура, это сочинение написано композитором для огромного оркестрового состава, который наряду со струнной группой и четверной деревянно-духовой, включает 8 валторн, 5 труб, 3 тромбона, 2 тубы, 2 арфы, а также большую группу ударных (литавры, барабаны, тарелки). Чудесное впечатление оставили солисты оркестра: С.Гиршенко (скрипка) и Л.Вознесенский (валторна).

Зал Тверского театра драмы был переполнен слушателями и принимал музыкантов восторженно. По окончании каждого произведения он буквально взрывался криками “браво” и длительными овациями.

Нина  Дроздецкая

Рецензия опубликована в газете «Тверские ведомости», № 41, 7-13 октября 2005 г.