38 фестиваль (2007). Октябрь музыкальный

Ежегодный, 38-й фестиваль “Музыкальная осень в Твери” открылся 1-го октября в Международный день музыки. “Тверские ведомости” уже сообщали о громадном успехе первого концерта, в котором выступил Государственный академический симфонический оркестр п/у М. Горенштейна. Тем не менее, в пышном золотом маскараде нынешней осени и звездных артистических блестках фестиваля скромное, но достойное место заняло выступление камерного оркестра Тверского музыкального училища имени М.П. Мусоргского. Концерт оркестра состоялся в день Учителя 5 октября, в концертном зале ТМУ.

 

            Уже несколько лет студенческим оркестром руководит главный дирижер двух коллективов филармонии — хора “Русский партес” и оркестра “Российская камерата” — Андрей Вячеславович Кружков. В недалеком прошлом он — выпускник Тверского музыкального училища. На плечами А. Кружкова Московская консерватория и аспирантура по двум специальностям — хоровому и симфоническому дирижированию. Училищный оркестр под его руководством совершенно преобразился и сейчас находится на очень хорошем профессиональном уровне. Наверное отсюда родилась у музыкантов идея дать серию концертов не только в рамках училищной сцены, но и за ее пределами. Например, в Германии. Студенты струнно-смычкового отделения готовили концертную программу все летнее время; по этой причине они даже не уезжали на каникулы — надо было репетировать. В результате ко Дню учителя камерный оркестр музыкального училища представил разнообразную и прекрасно выученную программу. С ней молодые музыканты на днях и отправятся на гастроли в  Баварию.

         В начале концерта оркестр исполнил “Блестящий дивертисмент на мотивы из оперы ‘Сомнамбула’ В. Беллини” Глинки — сочинение, крайне редко звучащее на концертной эстраде. Оно было создано композитором в 1832 году для фортепиано и струнного оркестра. Музыка дивертисмента содержит характерные особенности глинкинского стиля — романсовость и изящество мелодической линии, жемчужные россыпи фортепианных пассажей, а также меланхоличность настроения, качество, весьма свойственное музыке Глинки.

         Удачным образным контрастом дивертисменту явилась “Серенада” Э. Элгара, известного английского композитора, творившего на рубеже XIX-XXвв. Три части Серенады представили иную, отличную от России, музыкальную культуру, ибо на Элгара огромное влияние оказала старинная хоровая музыка и музыкальный фольклор Англии.

         В концерте также прозвучали Largoи Allegroдля струнного оркестра Г. Канчели — крупного грузинского композитора советских времен, автора музыки к знаменитому в свое время к/ф “Ханума” и нескольких выдающихся симфоний. Сейчас Гия (Георгий) Александрович живет в Бельгии; в этом году он отмечает свое 70-летие. Сочинения Канчели всегда отличала острота контрастов и динамичность музыкального развития. Эти качества в полной мере чувствовались в исполнении камерного оркестра музыкального училища (партия ф-но И. Васильева).

         Программу концерта завершило “Скерцо” ор. 11 № 2 Шостаковича. Сочинение первоначально было создано композитором для струнного октета, а переложение для камерного оркестра сделал известный музыкант Л. Маркиз. Наконец, изящным сувениром напоследок прозвучал “Тверской фокстрот” тверского же композитора Константина Тушенка. Этот фокстрот и заключил программу —  чуть с вызовом, но весело и вальяжно.

         В училищном концерте выступил также ансамбль скрипачей (рук. Е.В. Филиппова), который исполнил ряд сочинений. Среди них — “Элегия” С. Рахманинова, “Колыбельная и Танец” из балета “Тропою грома” К. Караева, пьеса “На русском празднике” М. Чулаки, Антракт из балета “Раймонда” А. Глазунова. Всю эту обширную программу молодые музыканты повезут в Германию, прибавив к ней несколько сольных номеров и “Элегическое трио” для ф-но, скрипки и виолончели С. Рахманинова.

 

Концерт хоровой музыки

         Субботний вечер 8 октября в филармонии был посвящен творчеству Георгия Свиридова — классика отечественной хоровой музыки. Нынешний год объявлен ЮНЕСКО годом Свиридова и проходит под знаком его 90-летия. Программа концерта производила внушительное впечатление своим исполнительским составом. В ней были заявлены выступления Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова (худ.рук. Г. Дмитряк), камерного хора “Русский партес” и оркестра “Российская камерата” (дир. А.Кружков). В концерте прозвучали хоровые и инструментальные сочинения композитора: “Курские песни” и “Музыка для камерного оркестра” (оба созданы в 1964 г.), а также большая хоровая композиция из семи частей. В композицию были включены хоры acappella, созданные Свиридовым в разные годы жизненного пути: “Молитва” и “Любовь святая” из музыки к драме А.К. Толстого “Царь Федор Иоаннович”, хоры из кантаты “Ночные облака” (на стихи А. Блока), из поэмы “Ладога” (на стихи А. Прокофьева), отдельные хоры на стихи С. Есенина — “Метель”, “Вечером синим”, “Клен ты мой опавший”; И. Северянина — “О России петь…”; Н. Некрасова — “Ты скажи за что, молодой купец”. Постепенно, по мере звучания очертился почти исполинский образ Георгия Васильевича Свиридова — глубоко русского и верующего человека, ощущающего близость с родной землей и переживающего ее боль, как свою.

         Наиболее яркие музыкальные впечатления остались:

от кульминации “Курских песен” — эпизода “Купил Ванька себе косу” с хористом, исполнившим свое соло почти в народной манере, которое было поддержано мощным органным звучанием;

от сосредоточенной и трагичной третьей части “Музыки для камерного оркестра”, вызвавшей ассоциации с учителем Свиридова — Дмитрием Шостаковичем;

от молитвы “Богородице Дево радуйся”, прозвучавшей с большой внутренней силой и духовной волей.

 

“Мне надо знать, что я еще любима”

         Так называлась программа Нани Брегвадзе, с которой она выступила 12 октября в зале филармонии. Нани Георгиевна Брегвадзе — культовая фигура советского времени. Сначала участница грузинского вокального ансамбля “Орэра”, потом певица, прославившаяся замечательным исполнением старинных русских романсов вместе с концертмейстером Медеей Гонглиашвили. Ныне Н.Г. Брегвадзе — нар.арт. СССР, нар.арт. Грузии, лауреат Государственной премии Грузии и премии имени Шота Руставели. Ее манеры царственны, а сценический образ покоряет благородством и женственностью.

         Нани Георгиевна происходит из аристократической грузинской фамилии, которая еще в начале XXвека была известна в Грузии своими музыкальными вечерами-салонами. Городская музыкальная культура в Тбилиси была весьма русифицированной: считалось хорошим тоном исполнять русские романсы наряду с грузинскими песнями. Певческая манера Брегвадзе уходит корнями именно туда — в рубеж веков, сохраняя живую традицию. Оттуда и определенная филировка голоса, и голосовой “подъезд” к кульминационному звуку, и декламационный характер исполнения отдельных строф романса. Получается интересный парадокс: оказывается, что старинные русские романсы, которые в России уже утратили бытовое звучание, продолжают свою жизнь в грузинском городском музицировании. “Я вас любил”, “Ах, поцелуй меня”, “Вернись”, “Калитка”, “Чайная роза”, “Караван”, “Cнегурочка” звучат в Грузии и сегодня, звучали они и в концерте наряду со “Снегопадом”, “Песней о Луне” и, конечно — “Тбилисо”.

         Большинство слушателей составляли люди старшего поколения, ценящих обаяние голоса грузинской певицы, ее артистизм. Публика буквально засыпала певицу роскошными осенними хризантемами самых разных цветов. В их богатой ароматной гамме черное бархатное платье певицы с белой розой на груди смотрелось особенно элегантно. Но, конечно, вне всяких сравнений оставалась она сама и ее голос — низкий и глубокий, с мягким грузинским акцентом, сообщающем ему особую привлекательность.

 

Концерт органной музыки

         Кульминация осеннего фестиваля безусловно состоялась на концерте Г. Гродберга 14 октября. Гарри Яковлевич традиционно играл горячо любимого им Иоганна Себастьяна Баха: Прелюдию и фугу До мажор, хоралы “Из бездны я взываю к Тебе” и “Приди Святой Дух”, труднейшую Пассакалию. Изюминкой программы была органная соната № 4 Й. Райнбергера, немецкого композитора и педагога, современника Брамса и Брукнера. Его творчество ныне почти забыто, и отрадным представляется сам факт возвращения музыки Райнбергера из небытия. Тем не менее, соната запоминается и своим романтически-пылким эмоциональным настроением, особенной певучестью. Она явно перекликается с другим сочинением эпохи романтизма, прозвучавшем в концерте — органной сонатой № 6 ор. 65 Ф. Мендельсона-Бартольди.

         После нескольких сочинений, исполненных “на бис”, зал дружно встал, награждая органного маэстро долгими овациями. Слушатели в антракте как один говорили, что постоянно ходят на концерты органного маэстро, стараясь не пропустить ни одного. Замечу, что за почти 15-летнюю концертную деятельность в Твери, Г. Гродберг воспитал свою слушательскую аудиторию. Сейчас ее составляют представители деловой элиты города — банковские клерки, госслужащие, менеджеры, директора небольших компаний. Среди публики на концерте были также студенты музыкального училища, инженеры, архитекторы, т.е. представители городской интеллигенции.

         “Я люблю Тверь и ее отзывчивую музыкальную аудиторию, — говорит Г.Я. Гродберг. Иногда в других городах ко мне подходят люди и спрашивают: ‘Скажите, Вы из Твери?’ Среди всех моих наград особенно дорого для меня недавнее присвоение звания ‘Почетный гражданин города”.

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ