38 фестиваль (2007). Концерт памяти Ростроповича

Кульминацией осеннего музыкального фестиваля безусловно явился концерт Государственного академического симфонического оркестра России ГАСО п/у М.Б. Горенштейна.

 

20 октября, несмотря на затяжной осенний дождь, зал драматического театра был переполнен публикой. Предстоял большой концерт главного симфонического оркестра России. Оркестр носит имя Евгения Светланова, который много лет руководил коллективом. Сейчас главным дирижером и художественным руководителем оркестра является нар.арт.РФ Марк Горенштейн.

ГАСО приезжает в наш город далеко не впервые. На этот раз в программе значились произведения П.И. Чайковского — Пятая симфония, Вариации на тему рококо, пьесы из музыки к пьесе А. Островского «Снегурочка». Концерт был посвящен памяти замечательного музыканта — Мстислава Ростроповича, ушедшего из жизни весной нынешнего года.

«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром исполнил Александр Бузлов, талантливый молодой музыкант, в последнее время завоевавший много призов и наград, в том числе звание лауреата XIIIМеждународного конкурса имени П.И. Чайковского. Музыка этого сочинения отличается проникновенной лиричностью и сложнейшей виртуозностью одновременно. А исполнение А. Бузлова — безупречно во всех смыслах исполнительского искусства.

Центром программы, безусловно, была 5-я симфония Чайковского, прозвучавшая во втором отделении концерта. Симфония была закончена композитором в 1888 г., когда он находился под влиянием фаталистической идеи. Человеческая жизнь целиком зависит от жестокой силы фатума — рока, судьбы. Как бы ни стремился человек к счастью — жизни, любви и радости — рок стережет его, а удар судьбы настигнет в самый неожиданный момент.

Борьбу человеческого духа с силами фатума отразил в своих произведениях величайший симфонист Людвиг ван Бетховен. «Так судьба стучится в дверь», — охарактеризовал он главную тему своей Пятой симфонии. Однако, Пятая Чайковского написана в эпоху романтизма, когда в сознании музыканта преобладало ощущение невозможности победы над силами рока, и даже сама борьба с ними представлялась бессмысленной. Отсюда и финал симфонии, в котором музыкальная тема фатума звучит мрачно-торжествующе.

Множество музыкальных моментов 5-й симфонии прозвучало и запомнилось удачным исполнением. Это — чудесное соло валторны в начале медленной и лирической II-й части. Это — легкий и непринужденный вальс в III-й части, в которой основная музыкальная тема словно окружена порхающими подголосками. Дирижер как бы извлекал их из общего фона звучания, и подчиняясь его жестам, вальсовая мелодия расцветала и наполнялась силой.

В концерте также прозвучали несколько номеров из музыки к пьесе Островского «Снегурочка» — Интродукция, Мелодрама и Пляска скоморохов. На бис оркестр исполнил Испанский танец из балета А. Глазунова «Раймонда».

Заметным событием XXXVIIIфестиваля «Музыкальная осень в Твери» стал юбилейный концерт В.Тирона. Народный артист РФ Вадим Тирон выступает на сцене Тверской филармонии вот уже почти 30 лет. В этом году ему исполняется 60, и мы поздравляем артиста с этой замечательной и почетной датой! В. Тирон сейчас находится в прекрасной певческой форме, полон планов и замыслов на будущее. Дорогой Вадим Васильевич, от имени сотрудников редакции газеты примите поздравления и пожелания дальнейших творческих успехов! 

НИНА ДРОЗДЕЦКАЯ

 

Рецензия опубликована в газете «Тверские ведомости», № 46, 26 октября-1 ноября 2007 г.