40 фестиваль (2009). Музыкальная осень в Твери

         Под таким названием в Твери прошел очередной, уже 40-й музыкальный фестиваль. Кроме этой знаменательной даты, в дни фестиваля  отмечались и другие: 150 лет с момента основания Русского музыкального общества (РМО) и 25-летие работы Владимира Боярского в качестве арт-директора Тверской академической филармонии. “За прошедшие годы Владимир Ефимович воплотил в жизнь множество смелых проектов, — считает главный дирижер ГАСО М.Б. Горенштейн, — от реконструкции здания филармонии и установки в нем органа, до создания множества разножанровых коллективов, организации череды интереснейших фестивалей, постановки опер и даже мюзиклов. Именно благодаря творческой активности и инициативе Владимира Боярского Тверская филармония получила всероссийскую известность. И яркое тому подтверждение — многочисленные грамоты и дипломы Министерства культуры России, звание лауреата конкурса «Окно в Европу» в номинации «Филармония года», золотая медаль Академии российского искусства, звание «Академическая». Думаю, что в качестве арт-директора фестиваля «Музыкальная осень в Твери» В.Боярский поднял его до масштабов международного уровня, поэтому совершенно заслуженно его труд на этом поприще был отмечен Государственной премией Российской Федерации”.  

Фестиваль открылся в Международный день музыки — 1-го октября, и за прошедший месяц подарил тверским слушателям волнующие музыкальные впечатления и глубокие переживания. Среди самых сильных — выступления главного оркестра страны, ГАСО имени Е.Ф.Светланова и оркестра русских народных инструментов ВГТРК; эстонского трио “ROMANCE” и астраханского квартета “Скиф”; органный концерт Гарри Гродберга и выступление джазового трио Бориса Фрумкина. На протяжении всего фестиваля в концертах участвовали оба коллектива Тверской академической филармонии — лауреат премии Центрального федерального округа, оркестр “Российская камерата” и камерный хор “Русский партес” (дирижер Андрей Кружков).

Отдельный концерт был посвящен 30-летию творческой деятельности на сцене Тверской филармонии ее солистов — народного артиста РФ Вадима Тирона (баритон), заслуженных артистов России Виктора Сухова (тенор), Ирины Гефеле (домра), Галины Петровой (мастер художественного слова), певицы Татьяны Соколовой (сопрано).  

Концерты фестиваля посетили пять тысяч тверичей самых разных возрастов и профессий, и этот факт подтверждает, что фестиваль любим и востребован в Твери.

 

РУССКОМУ  МУЗЫКАЛЬНОМУ  ОБЩЕСТВУ – 150!

Как известно, Тверское отделение РМО было образовано в 1865 г. со своим уставом, целями и задачами. Оно было учреждено “для познания музыкального искусства и для развития музыкальных способностей, особенно в молодых, без различия сословий, людях, которые не имеют возможности собственными средствами достигать желаемой цели”, —гласил текст прошения об открытии общества. На протяжении всего периода до 1917 г. музыкальные общества в Твери существовали как бы пунктиром — одни закрывались, другие возникали почти сразу, буквально через несколько месяцев. Пульс музыкальной жизни был почти непрерывным.

После 1917 г. роль объединения музыкальной общественности Твери  взяло на себя Всероссийское хоровое общество. А заново учрежденное, музыкальное общество начало свою работу с 1987 года. С 2003 г. его возглавляет заслуженный деятель искусств РФ Владимир Боярский, по инициативе которого и состоялся концерт в честь юбилея РМО.  

Заявленная программа отличалась продуманным разнообразием и предназначалась на все музыкальные вкусы. Она включала хоры Калинникова, фортепианную сонату “Аппассионату” Бетховена, первое исполнение в Твери виолончельного концерта Хачатуряна, а также оркестровую “Серенаду” Элгара и романсы Рахманинова. К разосланным приглашениям были присоединены ксерокопии статей из столичных журналов — “Музыка и время” и “Дом культуры”, рассказывающие о деятельности Тверского регионального отделения Всероссийского музыкального общества.

Концерт начался исполнением духовного песнопения “Хвалите имя Господне”, сочиненного Александром Васильевичем Александровым. Тем самым, знаменитым Александровым, который написал Государственный гимн России и песню “Священная война”. Тверской период жизни Александрова, когда он служил регентом Спасо-Преображенского собора, изобилует духовными сочинениями и до сего времени почти не известен широкой публике. Тем более отрадным для тверичей было представление Александрова с этой неожиданной стороны. Песнопение прозвучало в исполнении камерного хора “Русский партес” и, подобно камертону, задало чистый тон всему концерту.

“Гвоздём программы”, несомненно, явился дебют молодой виолончелистки тверского камерного оркестра “Российская камерата”— Александры Павловой. Очень редко звучащий на концертной эстраде, труднейший для исполнения музыкальный шедевр Арама Хачатуряна был сыгран ею с блеском и подлинным художественным темпераментом. Первую часть концерта Александра уже исполнила этой весной в дипломной программе по окончании консерватории.

Как всегда, безукоризненно во всех смыслах музыкального исполнительства выступил Сергей Тарасов, сыгравший сонату Бетховена № 23. По окончании первой части кто-то из слушателей не сдержался и восторженно зааплодировал, тем самым нарушив важную паузу, во время которой пианист переходил-настраивался на вторую часть. С. Тарасов остановился, несколько продлил неловкое молчание, а потом настолько вдохновенно сыграл медленную часть и финал, что публика устроила ему настоящую овацию. Слушатели не отпускали музыканта со сцены, и он подарил им великолепное исполнение до-минорного ноктюрна Шопена. “На bis” прозвучал До-мажорный этюд Шопена из ор.10. Добавлю, что недавно Сергей Тарасов стал солистом Тверской филармонии, и теперь тверские слушатели будут слушать игру этого замечательного музыканта гораздо чаще, чем раньше.

Отдельно скажу о романсах Рахманинова, прозвучавших в заключение концерта. Сочиненные для голоса с фортепиано, романсы были исполнены солисткой филармонии Татьяной Скворцовой с оркестром. Счастливая мысль — сделать оркестровое переложение фортепианной партии — пришла в голову композитору Сергею Левину, который и осуществил ее в романсах “Не пой красавица”, “Сумерки”, “Весенние воды”; романс “Здесь хорошо” был оркестрован Константином Тушинком. Благодаря мощной поддержке оркестра романсы Рахманинова прозвучали подчеркнуто торжественно, а “Весенние воды” наполнили зал радостным ликованием.

Тверское региональное отделение Всероссийского музыкального общества отмечает свой юбилей. В декабре общество планирует провести очередные музыкально-краеведческие чтения, на которых традиционно выступают  тверские краеведы, музыканты, педагоги—со своими сообщениями, тезисами и докладами. Они впоследствии составят сборник статей, который будет опубликован. В этом году уже вышел в свет второй выпуск статей по материалам музыкально-краеведческих чтений под названием “Музыка Тверского края” (изд-во “Гид”, 2009), который можно приобрести в киоске филармонии по очень недорогой цене.

Мы поздравляем тверских музыкантов с торжественной датой и желаем им творческих успехов, как на исполнительском поприще, так и в деле музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.  

 

“ДОМАШНЯЯ  СИМФОНИЯ” РИХАРДА  ШТРАУСА

22 октября в рамках фестиваля состоялся симфонический концерт, в котором выступил Государственный академический симфонический оркестр (ГАСО) п/у Марка Горенштейна.

Уже несколько лет главный оркестр страны приезжает к нам на осенний фестиваль, и это примечательное событие привлекло в зал “Пролетарки” многих тверских музыкантов и любителей классической музыки. В великолепном исполнении ГАСО тверичи ранее слушали 5-ю симфонию и “Франческу да Римини” Чайковского; 1-й виолончельный концерт Шостаковича и 2-й фортепианный концерт Рахманинова; симфоническую поэму “Жизнь героя” Рихарда Штрауса. И вот теперь – его же “Домашняя симфония”. Она, безусловно, являлась “центром тяжести” всей концертной программы и, думается, всего фестиваля в целом. Нетрудно представить себе волнующее ожидание слушателей, пришедших на концерт.

Сразу скажу, что музыкальные впечатления оказались яркими и глубокими. “Домашняя симфония” редко звучит в концертных залах именно из-за огромных сложностей исполнительского характера. В партитуре Штрауса значится полномасштабный оркестр, насчитывающий более ста человек, с огромной группой духовых инструментов, включающих четверной состав деревянных, 4 саксофона и 8 валторн. Во второй части “очень нежную”, по выражению композитора, мелодию ребенка исполняет крайне редко используемый музыкальный инструмент — гобой д’амур. Музыкальная ткань произведения изобилует сольными музыкальными фразами, она весьма полифонична и многослойна. Особая ответственность ложится здесь на долю музыкантов-духовиков — ведь им приходится играть много и разнообразно. Обращает внимание, что в группе духовых инструментов оркестра, как деревянных, так и медных, преобладали молодые музыканты, которые играли в концерте с большим увлечением.

“Домашняя симфония” снабжена авторской литературной программой и описывает обычный день композитора с подробностями его бытия: ребенок играет, родители забавляют его и он засыпает; любовное объяснение супругов сменяет утреннее пробуждение и домашняя ссора, после которой следует их примирение и веселый финал. Симфонию составляют четыре части, которые исполняются без перерыва.

Музыка Рихарда Штрауса наследует лучшие традиции немецкой симфонической школы, заложенные еще Бетховеном: яркий и рельефный музыкальный тематизм, обнаруживающий склонность к длительному развитию, а также ясные и динамичные пропорции целого.

В программе концерта прозвучали также: увертюра к опере “Тангейзер” Вагнера и 1-й скрипичный концерт М. Бруха (с солистом Иваном Почекиным). В исполнении молодого музыканта запомнилась трепетная вторая часть с мягкой лирической темой широкого дыхания, которая постепенным нарастанием приводит к мощной кульминации.

Обратила внимание обозначившаяся параллель между Рихардом Вагнером и Рихардом Штраусом, которая сделала программу концерта стилистически выдержанной: в “Домашней симфонии” Штрауса “слышалась” вагнеровская любовь к тембрам медных духовых и та же тяга к некоторому самовозвеличиванию.

Досадным диссонансом общего впечатления была неважная акустика концертного зала ОДК “Пролетарка”. Насколько приятным выглядит оформление фойе и кафе перед входом в зал, настолько плохо акустически он устроен внутри. Сцена ОДК весьма вместительна и это основная причина, из-за которой симфонические концерты коллектива такого уровня как ГАСО, проходят там. Однако, из-за акустических дефектов плотное и мощное звучание медных духовых музыки Вагнера, например, не достигает слушателей и гаснет где-то в глубине сцены. Даже в партере, в непосредственной близости от  оркестра ощущение такое, что музыканты отгорожены прозрачной, но прочной перегородкой, поглощающей звук. Понятно, что зал “Пролетарки” строился не предназначенным для симфонического оркестра. Но ведь сейчас существуют и применяются в концертной практике различные электронные “подзвучки” и приспособления, которые могут значительно улучшить качество и сбалансированность звучания. Наша “Пролетарка” предприятие отнюдь не убыточное, так почему же его руководство не заботится об оснащении своего концертного зала современным оборудованием?

 

ЗАКРЫТИЕ  ФЕСТИВАЛЯ

В заключительном концерте фестиваля выступили солисты Тверской филармонии — заслуженные артисты России Татьяна Скворцова (сопрано) и Олег Григоращенко (тенор); баянист Максим Сальников и органистка Татьяна Сергеева; пианист Сергей Тарасов и певец Владимир Байков (бас-баритон).  

Программа заключительного концерта включала замечательное сочинение Ф. Пуленка — Концерт для органа, струнных и литавр, написанный в 1938 г. Это глубоко драматичное произведение прозвучало в исполнении Т. Сергеевой и оркестра “Российская камерата” п/у Андрея Кружкова  (партия литавр—Тим Орел). Величавую поступь органа во 2-й части концерта Пуленка сменила знаменитая ария Э. Вила-Лобоса из “Бразильской бахианы” № 5 в исполнении Татьяны Скворцовой.

Две части шопеновского концерта № 1 прозвучали в исполнении С. Тарасова. Это был необыкновенный Шопен—легкий, искрометный и грациозный, и в то же время непредсказуемый. Тверские слушатели долго не отпускали музыканта со сцены, и он сыграл “на бис” “Полет шмеля” Римского-Корсакова в фортепианной транскрипции Рахманинова, причем шмель звучал вполне по-шопеновски — он порхал словно мотылек.

Зажигательные ритмы болгарских хоро с их сложными размерами слышались в “Болгарской сюите для баяна и струнного оркестра” Вячеслава Семенова (оркестровка Константина Тушинка, солист Максим Сальников).

Завершением концерта стал бодрый и радостный, заключительный хор из оперы “Нюрнбергские майстерзингеры” Р. Вагнера, исполнение которого музыканты посвятили своему художественному руководителю – Владимиру Боярскому, пожелав ему тем самым “Многая лета”.

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ

В сокращенном варианте рецензия опубликована в газете «Музыкальное обозрение» – № 11 2009 г. и «Тверская жизнь», 28 октября 2009 г., № 198.