41 фестиваль (2010). Музыкальные краски Тверской осени

Октябрь 2010 г. в Твери сиял и переливался самыми невероятными красками и тембрами: в зале филармонии проходил очередной, 41-й музыкальный фестиваль. Добротная дюжина концертов, которая украсила бы и столичную сцену, усердно посещалась тверичами – истинными любителями классической музыки. Клавирабенд Дмитрия Башкирова и джазовый гала-концерт, ансамбль “Березка” и вечер романсов, органный концерт Франсуа-Анри Убара и симфонический оркестр п/у Марка Горенштейна — тверская осень подарила слушателям настоящее пиршество красок!

В первом концерте в сопровождении оркестра выступил заслуженный артист России, пианист Александр Гиндин. В программе прозвучали “Блестящий дивертисмент” Глинки на темы из оперы Беллини “Сомнамбула”, клавирный концерт Моцарта Ми бемоль мажор К. 271 и фа минорный концерт Шопена. Замечательный музыкант, А. Гиндин играет в Твери часто и с неизменным успехом. В его исполнении особенно запомнился моцартовский концерт с медленной, лирической частью, прозвучавшей с проникновенной нежностью. На бис пианист сыграл джазовую обработку известного “RondoallaTurca” Моцарта, турецкого же пианиста и композитора Фазиля Сая. Остроумное завершение концерта весьма воодушевило публику и она наградила музыканта восторженными аплодисментами.

Концерт-чествование тверского оркестра “Российская камерата” (дир. Андрей Кружков) состоялся под названием “Популярная классика”. В этом году оркестру исполняется 20 лет с момента основания. Программа  изобиловала именами композиторов и солистов. В ней прозвучали — 1-я часть “Маленькой ночной серенады” Моцарта и оркестровая транскрипция баллады “Лесной царь” Шуберта, выполненная В. Астраханцевым; летняя “Гроза” из “Времен года” Вивальди и Концерт для голоса с оркестром Глиэра (солистка засл.арт.РФ Татьяна Скворцова); “Шушаник” Мирзояна и “Элегия” Массне. Атмосфера концерта искрилась радостью: камерный оркестр тверские слушатели знают и любят. К концерту был специально выпущен небольшой, красочный буклет с очерком об истории “Российской камераты” и фото музыкантов оркестра.

Клавирабенд народного артиста России Дмитрия Башкирова явился настоящим праздником для музыкальных слушателей-знатоков. Среди них в зале преобладало старшее поколение, которое прекрасно знает и любит исполнительское искусство этого выдающегося музыканта. Программа концерта была составлена с большим тщанием и вкусом: в первом отделении звучали Моцарт и Бетховен, во втором – Дебюсси и Рахманинов. На фоне “Пасторальной” бетховенской сонаты с ее гимническим пантеизмом, “Вереск” Дебюсси воспринимался изящной японской гравюрой, отточенной в каждом штрихе.

В концерте камерной музыки солистами выступили пианист Сергей Тарасов и виолончелист Борис Андрианов. Первое отделение музыканты играли вместе; в их исполнении прозвучали “7 вариаций на тему из оперы Моцарта ‘Волшебная флейта” Бетховена и виолончельная соната Франка. Во втором отделении они выступали солистами вместе с оркестром “Российская камерата” и исполнили виолончельный концерт Боккерини № 8 Ре мажор и клавирный концерт Моцарта Ми бемоль мажор KV449. На бис музыканты сыграли  Andanteиз виолончельной сонаты Рахманинова.

С. Тарасов и Б. Андрианов подарили тверской публике огромную, ни с чем не сравнимую радость общения с высоким музыкальным искусством. Какой прочувствованный музыкальный диалог шел между ними в ансамбле, какой божественный звук слышался в клавирном концерте Моцарта! Все в этом концерте было слышно, все было прозрачно и совершенно в самом высшем значении этого слова.

В концерте “Примадонны” приняли участие шесть великолепных певиц, лауреатов международных и всероссийских конкурсов: Оксана Лесничая, Екатерина Нешева, Эльвира Хохлова, Ирина Боссини, Лариса Костюк и Ирина Ромишевская. Этот концерт – один из проектов Давида Гвинианидзе, президента фонда “Таланты мира”. В Тверь Д. Гвинианидзе приезжает второй раз. Первым тверским проектом был концерт трех теноров из разных концов света: Америки, Азии и Европы.

В этот раз на тверской сцене соперничали сопрано и меццо-сопрано. Сначала каждая солистка спела сольный номер, затем они выступили в дуэтах (отмечу дуэт Прилепы и Миловзора из оперы “Пиковая дама” П.Чайковского в исполнении Е.Нешевой и И.Боссини, а также дуэт Э.Хохловой и И.Ромишевской – Сюзанны и Керубино в опере “Свадьба Фигаро” Моцарта), трио (все трое сопрано исполнили Вальс Мюзетты из оперы “Богема” Пуччини, а все меццо-сопрано – Цыганскую песню из оперы “Кармен” Бизе). В конце концерта прозвучал ансамбль всех исполнителей, секстет – “Баркарола” из оперы “Сказки Гофмана” Ж.Оффенбаха и “Сегидилья” из оперы “Кармен” Бизе.

Яркое впечатление оставили “Куплеты Олимпии” в исполнении Е. Нешевой, инсценированные в соответствии с опереттой Оффенбаха “Сказки Гофмана”, где Олимпия – механическая кукла. Запомнилась также ария Далилы в исполнении Л. Костюк, в которой Далила предстала не мстительницей, а чуткой и любящей женщиной.

Кульминацией всего фестиваля стала премьера кантаты К. Орфа “Carminaburana”, подготовленная силами тверских музыкантов. В исполнении участвовали камерный хор “Русский партес” и оркестр “Российская камерата” вместе с Конаковским хором мальчиков и юношей (дир. А. Кружков). Солистами выступили Т. Скворцова (сопрано), Евгений Либерман (баритон) и Григорий Консон (контр-тенор). Состав оркестра был усилен духовой и ударной группой инструментов, а также двумя фортепианными партиями (Ольга Орлова и Александра Долгова) и органным звучанием (заслуженный деятель искусств РФ Татьяна Сергеева). Оркестровая версия “Кармины бураны” была подготовлена композитором Сергеем Левиным.

Кантата К. Орфа прозвучала с огромным успехом и при переполненном зале. Премьера “Кармины бураны” уже породила резонанс в музыкальном мире — весь исполнительский состав приглашен в Пермь на V-й органный фестиваль, где “Кармина бурана” прозвучит вместе с органисткой Эльке Фёлькер из Германии.

Мощным заключительным аккордом фестиваля “Музыкальная осень в Твери” стал концерт Государственного академического симфонического оркестра имени Е.Ф. Светланова. Концерт был посвящен 170-летию со дня рождения П.И. Чайковского: в исполнении ГАСО п/у народного артиста РФ М. Горенштейна прозвучали шедевры великого русского композитора — симфония № 6 “Патетическая” и концерт для скрипки с оркестром.

Скрипичный концерт запомнился тверским слушателям прозрачным, почти камерным звучанием и особенным, трепетным исполнением 2-й части (солист нар.арт.РФ Сергей Гиршенко).

6-я симфония Чайковского развернулась во всей глубине и мощи своей трагической концепции. Музыку симфонии по праву считают исповедью жизни композитора, ведь через несколько дней после премьеры Чайковский ушел из жизни.

         В единодушном порыве публика долго аплодировала. Потом весь зал встал. И оркестр сыграл на бис малоизвестное, но такое утешительное сочинение: “Мелодраму” из музыки Чайковского к пьесе Островского “Снегурочка”.

По словам Владимира Боярского, художественного руководителя-директора Тверской академической филармонии, ГАСО на сегодняшний день является лучшим исполнителем последней симфонии Чайковского. И с этим трудно не согласиться.

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ