Международный фестиваль имени М.П. Мусоргского проходит в Твери уже в четвертый раз. На прошедших фестивалях звучали многие бессмертные творения гениального русского композитора – арии из опер, песни и романсы, вокальный цикл «Песни и пляски смерти» и фортепианный — «Картинки с выставки». На тверской сцене состоялись незабываемые оперные спектакли — «Борис Годунов» и «Хованщина», а также ранняя опера композитора «Женитьба» по Гоголю.
Нынешний фестиваль музыки Мусоргского обещает слушателям много новых и ярких впечатлений. Он откроется на древней торопецкой земле, которая тесно связана с жизнью и творчеством великого музыканта. В Торопце жила мать композитора Юлия Ивановна (урожд. Чирикова), к которой Модест Петрович Мусоргский был чрезвычайно привязан и которую часто навещал.
Мощным завершением фестиваля явится опера «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, ближайшего друга Мусоргского и его соратника по балакиревскому кружку «Могучая кучка».
«Царская невеста» (1898), подобно операм Чайковского и Рубинштейна, написанным на исторические сюжеты, относится к произведениям, в которых главное место уделено развитию страстей, а исторический элемент составляет бытовой фон к основному действию. Образ Ивана Грозного введен в оперу самим Римским-Корсаковым, правда, в качестве «немого» персонажа. Иван IV показан здесь с только одной стороны — царем-тираном, оказывающим роковое влияние на судьбы простых людей. Выразительно переданы в опере жестокие нравы и мрачная атмосфера последних лет царствования Грозного. Жертвами роковых обстоятельств оказываются не только Марфа и Лыков, но и Любаша, и опричник Григорий Грязной.
Драматургия «Царской невесты» многопланова, действенна и построена на сложном переплетении нескольких конфликтов. Любаша и Грязной — герои, наделенные сильными характерами и необузданными страстями, противостоят Марфе и Лыкову, не способным бороться за свое счастье. В то же время различие стремлений Грязного и Любаши приводит к их взаимному столкновению и гибели. Во всех актах оперы создаются острые драматические и психологические ситуации. В I-м — выясняется драматизм положения Грязного и Любаши, во II-м—тучи собираются над Марфой, а в конце III-го акта в ее жизни происходит катастрофа — она избрана царем в невесты. Драматическими положениями наполнен и IV-й акт: помешательство Марфы, узнавшей о казни Лыкова, отчаяние Грязного, смерть Любаши… Всем действиям оперы композитор дал названия: I-е называется «Пирушка», II-е – «Приворотное зелье», III-е – «Дружко», IV-е – «Невеста».
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ СОБАКИН, новгородский купец (бас)
МАРФА, его дочь (сопрано)
опричники:
ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ГРЯЗНОЙ (баритон)
ГРИГОРИЙ ЛУКИАНОВИЧ МАЛЮТА СКУРАТОВ (бас)
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ЛЫКОВ, боярин (тенор)
ЛЮБАША (меццо-сопрано)
ЕЛИСЕЙ БОМЕЛИЙ, царский лекарь (тенор)
ДУНЯША, подруга Марфы (контральто)
ЦАРЬ ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ (без слов)
ЗНАТНЫЙ ВЕРШНИК
ОПРИЧНИКИ, БОЯРЕ И БОЯРЫНИ,
ПЕСЕННИКИ И ПЕСЕННИЦЫ, ПЛЯСУНЬИ,
СЕННЫЕ ДЕВУШКИ, СЛУГИ, НАРОД.
Время действия: осень 1572 года.
Место действия: Александровская слобода.
Первое представление: Москва, 22 октября (3 нoябpя) 1899 года.