Людмила Быстрова: профессию хормейстера я выбрала на всю жизнь

Известный в городе хормейстер, преподаватель музыкального училища имени М.П. Мусоргского, заслуженный работник культуры РФ Людмила Никодимовна Быстрова в этом году отмечает свой юбилей 40-летие творческой деятельности. Весной в концертном зале училища состоялся концерт академического женского хора, посвященный примечательной дате.

 

Людмила Быстрова окончила дирижерско-хоровое отделение Калининского  музыкального училища в 1961 году. Ее учителем по специальности был В.И. Тихомиров — в прошлом выпускник Ленинградской консерватории. Затем Людмила поступила в Минскую  консерваторию, где состоялось ее профессиональное становление. В Минске большое влияние на Л. Быстрову оказал В.В. Ровдо — в то время  руководитель Белорусской академической хоровой капеллы, который одновременно преподавал в консерватории. От него Людмила Быстрова усвоила многое: например, методику распевания хора, которая осталась с ней на всю дальнейшую, профессиональную жизнь. Постепенно методика Ровдо шлифовалась, в нее добавлялись свои приемы — в результате сложился некий профессиональный рецепт. С распевания хора по этому рецепту до сих пор начинается каждая репетиция училищного хора, которым руководит Людмила Никодимовна.

«Какие качества требуются сегодня от хормейстера? Помимо профессиональных условий, у него должна быть харизма, которая предполагает умение увлечь за собой, убедить в своей интерпретации музыкального произведения, — размышляет Л.Н. Быстрова. — В хоре, как и в оркестре, необходима дисциплина, когда все участники выступают заодно, подчиняясь дирижеру, воплощая замысел композитора. Значит, хормейстер должен уметь установить такую дисциплину в процессе работы. Кроме того, думается, что  настоящего хормейстера отличает приверженность своему делу, стремление к совершенству, и в то же время скромность и самокритичность».

Отечественное хоровое исполнительство имеет глубокие корни, сложившуюся музыкальную традицию. Они находятся в сфере церковной музыки и закладывались еще в XVIIстолетии, в эпоху партесного пения. Церковный хор воплощал идею соборности, когда поющие соединялись в единой молитве, обращенной к Богу. Хор являлся как бы соединением душ в звуках. Произведения для хора на духовные тексты писали почти все отечественные композиторы-классики, от Глинки до Рахманинова, поэтому на протяжении XIXвека накопился  огромный исполнительский репертуар.

«Русская хоровая исполнительская традиция отличается одним особенным качеством, — говорит Л.Н. Быстрова. Его можно определить как богатство и разнообразие тембрового звучания. Тогда как европейская исполнительская традиция требует от всех хористов однородного, «узкого и прямого» звука. Из-за него все исполняемые произведения становятся несколько похожими друг на друга. В русском же хоровом пении на первом месте стоит тембральность, звуковые краски. Их диапазон бесконечен, а выбор красок соответствуют тому или иному состоянию души. По звуковым краскам тембровой палитры можно и сегодня узнавать на слух отечественные хоровые коллективы».

Уже двадцать лет Л.Н. Быстрова руководит хором Тверского музыкального училища. В нем поют студенты, точнее студентки дирижерско-хорового отделения. Коллектив  регулярно выступает на фестивалях хоровой музыки и на концертах Народной филармонии в рамках музыкального училища, поскольку свою задачу руководитель хора видит в просветительской миссии на профессиональной музыкальной основе. Не менее важным Людмиле Никодимовне представляется изначальная чистота исполнительских помыслов. «Если вы фальшивите душой, ничего не получится», — напутствует она своих хористов.

«Для меня пение в хоре это огромное наслаждение, — делится впечатлениями студентка 2-го курса Маша Козлова. — Такое ощущение, что ты звучишь в трехкратном, четырехкратном, десятикратном усилении мощности. Я учусь в классе Людмилы Никодимовны Быстровой и бесконечно благодарна ей. Она для меня вторая мама, как бы  мама профессии. Я благодарна не только за те профессиональные умения и навыки, которые дает Л.Н. Быстрова, но и за очень внимательное отношение ко мне, к моей жизни. Могу делиться с ней всеми своими проблемами, зная, что она непременно поможет или даст хороший совет». 

Профессия хормейстера сегодня весьма востребована. Выпускники музыкального училища работают не только в рамках общеобразовательных школ. Многие из них поют в церковных хорах, некоторые становятся их руководителями (регентами).

«Общеизвестно, что классическая музыка воспитывает уши, повышает культуру восприятия, очищает и облагораживает душу человека — поэтому обязательной составляющей деятельности нашего хора является хоровая классика, — говорит Л.Н. Быстрова. — В выборе репертуара я руководствуюсь установкой на то, что слушателя надо как бы подтягивать на более высокий уровень восприятия, прививая ему нормы хорошего музыкального вкуса. Для меня это означает исполнять классическую музыку в ее академически «чистом» виде, без облегченных обработок или легкомысленных украшений, которыми, что уж тут скрывать, частенько грешат современные хоровые обработки».

         Программа училищного концерта, посвященного творческому юбилею Л.Н. Быстровой, включала «Dignare» Генделя, «AveMaria» Сен-Санса, «Рассвет» и «Слезы»  Чайковского, «Славься» Рахманинова, «Богородице Дево радуйся» Третьякова. Одновременно с классическими произведениями, звучали русские народные песни «В вишневом саду» (в хоровой обработке В. Соколова), «У ворот-ворот» (обр. Л. Пахомовой). Приятным разнообразием порадовало исполнение произведения в джазовом стиле — «Hello, Dolli» из одноименного мюзикла Р.Эммерсона (с солисткой М. Козловой и исполнителем на ударных инструментах Т. Орлом). А заключила концерт замечательная песня И. Дунаевского «Пути-дороги» (на сл. Н. Алымова), которую публика приняла с восторгом.

         В репертуаре хора музыкального училища нередко исполняются произведения тверских композиторов: Алексея Сумелиди и Наталии Балашовой. «Музыка Сумелиди обладает качеством, которое не часто можно услышать — звукописностью, — считает Л.Н. Быстрова. Его музыкальные пейзажи почти зримы. Кроме того, композитор уделяет внимание всем хоровым партиям, насыщая их разнообразными музыкальными приемами и деталями. Алексей Леонидович Сумелиди удачно сочетает современный стиль письма с опорой на  классическую традицию. А в хоровых произведениях Н.А. Балашовой меня привлекает глубокая религиозность в сочетании с современным музыкальным языком: Наталия Алексеевна много работает в жанре духовного хора и сочиняет музыку на  библейские псалмы и тексты православного церковного Обихода».

         Сейчас отечественное хоровое исполнительство переживает далеко не лучшее время. В советское время хоры, пусть любительские, пусть самодеятельные, существовали в каждой школе, в каждом вузе, зачастую почти на каждом крупном предприятии. Регулярно среди них проводились смотры художественной самодеятельности. Можно сказать, что у нас существовала массовая хоровая культура. Она жила в среде, где у людей было желание петь и слушать хоровую музыку. Для полноценного существования было необходимо — и это делалось — прививать хороший вкус и правильные певческие навыки. Постепенно они  становились потребностью как исполнителей, так и слушателей. Сейчас же все коллективы пущены на самовыживание, а в этих условиях часто побеждает дурной вкус и низкое качество исполнения. В стране на обеспечении государства осталось лишь несколько крупнейших коллективов, в которых поют профессионалы.

         Хоровая культура должна быть массовой — в этом убеждают не только сегодняшние  проблемы  отечественного исполнительства, — считает Л.Н. Быстрова. В этом убеждают и  давние традиции прибалтийских республик, Латвии, Эстонии, Литвы. Там традиции массового хорового пения сохраняются и поддерживаются до сих пор. Там считается, что пение в хоре поднимает культуру поведения и общения. Поющие люди, благодаря правильной организации певческого аппарата, дольше живут, они более открыты и коммуникабельны.

         Сейчас руководитель хора музыкального училища Людмила Никодимовна Быстрова вступила в пору творческой зрелости, педагогической мудрости. Пусть накопленное ею духовное богатство станет служить неисчерпаемым источником на благо людям как можно дольше! От всей души желаем Л.Н. Быстровой и ее воспитанникам дальнейших творческих свершений!

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ

Очерк опубликован в газете «Тверские ведомости», № 40, 26 сентября-2 октября 2008 г.