Музыкальная весна в Твери (Трио Синайского)

Музыкальная  весна  в  твери

С наступлением весны в Твери забурлила музыкальная жизнь. Фестивали, конкурсы, концерты…Очередной баховский фестиваль в филармонии, очередной детский фортепианный конкурс имени М.П. Мусоргского, музыкально-теоретический конкурс среди учащихся ДМШ и ДШИ города и области, курсы повышения квалификации педагогов музыкальных школ по различным специальностям, мастер-классы и классные концерты. Всего и не перечислишь. Расскажу лишь о некоторых.

 

ТРИО  ЕВГЕНИЯ  СИНАЙСКОГО

        Говорят, что на детях талантливых людей матушка Природа отдыхает. В случае семейства Синайских это явно не так. Многим музыкантам и любителям классической музыки знакомо имя Василия Синайского —симфонического дирижера, завоевавшего 1-ю премию на Международном конкурсе дирижеров “Фонд имени Караяна” в Западном Берлине в 1973 году. Тогда все воспринимали это событие как значительную победу отечественной дирижерской школы.

         Сын Василия Серафимовича Синайского, Евгений, получил музыкальное образование в Петербурге. Он окончил школу-десятилетку имени Римского-Корсакова, а потом Петербургскую консерваторию в классе выдающегося фортепианного педагога —Марии Вениаминовны Вольф. Евгения Синайского очень увлекла игра в камерном ансамбле и постепенно он сформировал коллектив музыкантов под названием “Трио Синайского”, который сейчас много и активно концертирует как по России, так и за рубежом. Е. Синайский —лауреат конкурса камерных ансамблей в Нидерландах (1994), в Германии (1997 и 1998 гг.). Параллельно он ведет класс камерного ансамбля в школе-десятилетке при консерватории и учится в аспирантуре Королевской академии музыки в Гааге. В наш город трио приезжает уже в третий раз и традиционно выступает в стенах Тверского музыкального училища. Партнерами Евгения Синайского на сей раз выступили скрипачка Лидия Коваленко и виолончелист Кирилл Тимофеев.

         Приезд музыкантов такого уровня —большое событие для музыкального училища, собирающее полный зал профессиональных музыкантов, среди которых преобладают, конечно, педагоги. В концерте прозвучало фортепианное трио М. Равеля, исполняющееся сегодня крайне редко. Солидное четырехчастное произведение прозвучало с огромным темпераментом и чувством стиля.

         Французский композитор Морис Равель написал это сочинение в 1914 году, когда началась первая мировая война. Тогда он испытал прилив патриотических чувств и добивался разрешения служить во французской армии, что впоследствии и осуществил. Возможно, грозовой военной обстановкой объясняется взрывчатость и накал страстей в Трио Равеля. Тем не менее, утонченный вкус и изящество, присущие его композиторской манере, отчетливо проявились во второй части, озаглавленной “Пантум”. Эффекты метроритмических сдвигов в музыке соответствовали форме малайской поэзии, где 2-я и 4-я строки первой строфы становятся 1-й и 3-й во второй. Равелю удалось найти музыкальный аналог поэтической форме, но для исполнителей 2-я часть трио таит в себе много трудностей. Надо ли говорить, что музыканты блестяще справились с ними.

В концерте также прозвучала виолончельная соната Шостаковича и несколько виртуозных скрипичных пьес —“Последняя роза лета” Г.Эрнста, “Пляска ведьм” Н.Паганини и “Цыганские напевы” П.Сарасате.

После концерта состоялись обстоятельные мастер-классы, в которых прослушивались студенты-скрипачи и обсуждались технические, а также разные другие исполнительские проблемы. Попутно педагоги узнавали и последние новости в нотоиздательском деле, и координаты популярных магазинов музыкальных инструментов, и многое-многое другое. 

По просьбе учебно-методического центра, организовавшего поездку ансамбля в Тверь, музыканты дали концерт в Торжокской музыкальной школе. Надо было видеть, как завороженно-внимательно слушали дети виолончельную сонату Шостаковича в исполнении Кирилла Тимофеева и Евгения Синайского. А ведь эта современная и сложная для восприятия музыка длится около получаса.

Весьма отрадным представляется сам факт приезда молодых петербургских музыкантов в Тверь; их концерт и проведенные мастер-классы безусловно послужат мощным музыкальным  стимулом в профессиональной работе как студентов, так и педагогов начального и среднего музыкально-образовательного звена. Большую благодарность слушательская аудитория  выразила учебно-методическому центру, возглавляемому Л.П. Беляковой, которая приложила много усилий к тому, чтобы все запланированные мероприятия состоялись.

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ

Рецензия опубликована в газете “Тверские ведомости”, № 15, 30 марта-5 апреля 2007 года