Дни Безансона в Твери

Десять лет назад был подписан договор о дружбе между двумя городами – французским Безансоном и нашей Тверью. За это время произошло много культурных событий: сюда приезжал с концертами французский оркестр, а во Францию ездили наши музыканты и художники. Всю ближайшую неделю в Твери продлится декада мероприятий, запланированных в рамках фестиваля русско-французской музыки.

        

Тверское музыкальное училище имени М.П. Мусоргского сейчас принимает большую группу студентов-музыкантов из Национальной региональной консерватории г. Безансона. Все они —участники симфонического оркестра, которым дирижирует талантливый музыкант Пьер Мигар. В состав французского оркестра вошли и наши студенты музыкального училища —скрипачи и виолончелисты. Французы привезли с собой интереснейшую программу: в концерте прозвучали произведения композиторов, которые сегодня составляют гордость и славу национального музыкального искусства —Габриэля Форе, Клода Дебюсси, Мориса Равеля. Во время концерта я постоянно ловила себя на мысли о том, насколько редко звучит у нас французская музыка и сколь она рафинированна и утонченна. Например, сюита из музыки к драме М. Метерлинка “Пеллеас и Мелизанда” Г. Форе (1898). С каким изяществом звучит вальс в одной из частей сюиты! А какие ассоциации с галантной музыкой европейского средневековья рождает ее последняя часть…

Четыре части оркестровой редакции сюиты М. Равеля “Матушка-гусыня” (1908), прозвучавшие в концерте, были предназначены композитором и для хореографического воплощения. Первоначально этот цикл сочинен для фортепиано на сюжеты известных детских сказок: первая пьеса называется “Павана спящей красавицы”, вторая —“Мальчик-с-пальчик”, третья —“Дурнушка, императрица пагод” и четвертая —“Красавица и чудовище”. В исполнении оркестра консерватории Безансона великолепно прослушивались китайские колокольчики 2-й части; медленный вальс, под который идет беседа Чудовища и Красавицы; посвисты птичек, склевавших хлебные крошки, которыми Мальчик отмечал пройденный путь. Наконец, изящная и грустная “Павана” словно перекликалась с известной “Паваной на смерть инфанты”, написанной Равелем чуть раньше. При всей несложности музыкального текста запомнилась его тщательная прослушанность во время исполнения, и какая-то детская хрупкость и наивность, которые точно соответствовали замыслу композитора.

Концерт завершился исполнением Маленькой сюиты К. Дебюсси, последнюю часть которой восторженная публика потребовала повторить.

С тверской стороны выступил камерный оркестр музыкального училища (дирижер А. Кружков), исполнивший первую часть клавирного концерта И.С. Баха ре минор (солист Е. Соколовский). Евгений Соколовский – недавний выпускник музыкального училища, а ныне студент Академии музыки имени Гнесиных —несколько лет назад ездил в Безансон с группой наших студентов-музыкантов. И вот сегодня он снова выступил в концерте с большим успехом.

Шесть концертных номеров представил вокальный ансамбль “Credo”, в котором поют в основном преподаватели Тверского музыкального училища. Газета уже писала о нем (см. № 23 за 2005 г.). Бурные аплодисменты зала вызвало исполнение русских народных песен “Эх, Самара-городок” (обр. Плаксина) и “Девка по саду ходила” (обр. Калистратова), а также  “Незнакомка” Ю. Фалика на стихи А. Блока.

Приятным подарком гостям стало выступление ансамбля русских народных инструментов “Тверской сувенир” (рук. А. Дягров). Вариациям на русскую “Цыганочку” долго аплодировали не только слушатели в зале, но и музыканты на сцене; а “Старое банджо” Качалина публика потребовала повторить на bis.

Нина  Дроздецкая   

Рецензия опубликована в газете «Тверские ведомости», № 16, 14-20 апреля 2006 г.