Памяти великих музыкантов

10 марта в Колонном зале Дома офицеров состоялся концерт камерной музыки. В составе фортепианного трио выступили преподаватели Тверского музыкального училища имени М.П. Мусоргского: ЕЛЕНА ФИЛИППОВА (скрипка), ТАТЬЯНА КОТИКОВА (виолончель) и ОЛЬГА ПРОКОПЧЕНКО (фортепиано); вступительное слово Евгения   Лойтерштейн.

        Свой концерт музыканты посвятили памяти выдающегося скрипача  Давида Федоровича Ойстраха, 100-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году.

         В программе прозвучали «Элегическое трио» С. Рахманинова, фортепианное трио А. Бабаджаняна и две пьесы А. Пьяццолы — «Зима» и «Лето», из цикла «Времена года в Буэнос-Айресе».

         По своему характеру концерт получился мемуарно-поминальным. Возможно, оттого, что сам жанр фортепианного трио в отечественной музыкальной традиции долгое время являлся неким венком — данью благоговения и памяти великим музыкантам. Традицию установил Петр Чайковский, в 1882 г. написавший трио «Памяти великого художника», посвященное Николаю Рубинштейну. Затем продолжил Сергей Рахманинов, сочинивший «Элегическое трио» памяти Петра Чайковского. Потом — Антон Аренский, посвятивший свое фортепианное трио отечественному виолончелисту Карлу Давыдову; Александр Гречанинов — памяти композитора Сергея Танеева; Дмитрий Шостакович — музыковеду Ивану Соллертинскому…

         «Элегическое трио» Рахманинова имеет три части и примечательную историю создания. В 1892 г. молодой талантливый музыкант оканчивает консерваторию по двум специальностям: фортепиано и композиции. Большую  радость доставила ему похвала Чайковского, высказанная об опере «Алеко» —  дипломной работе Рахманинова. С постановки «Алеко» на сцене Большого театра — тоже при поддержке Петра Ильича Чайковского — начался самостоятельный путь Рахманинова-композитора.

         Внезапная смерть Чайковского в 1893 г. потрясла Сергея Рахманинова. «Глубокое чувство тяжелой утраты, — позднее вспоминал он, — побудило меня написать Элегическое трио “Памяти великого художника”. Рахманинову в то время было всего двадцать лет, однако, музыка трио сразу и с огромной силой воздействовала на слушателей, впечатляя эмоциональной накаленностью высказывания.

         В этом сочинении молодого Рахманинова огромная нагрузка ложится на фортепианную партию, которая воспринимается в буквальном смысле слова как сердце всего музыкального звучания. Первое исполнение состоялось при участии автора в январе 1894 г.

         Сейчас «Элегическое трио» Рахманинова почти не исполняется. Возможно, в силу своей протяженности — оно длится 46 минут, как полномасштабная симфония. Тем более отрадным для тверских любителей классической музыки было услышать трио в исполнении наших, тверских музыкантов.

         Первую часть начинает скорбная тема в ритме похоронного марша. Она же и оканчивает его, словно возвращая боль утраты. Характерные иудейские интонации увеличенной секунды (вспомним посвящение Чайковского Николаю Рубинштейну) сменяются русскими православными в хоральном складе. А дуэт скрипки и виолончели в конце 2-й части трио воспринимается как настоящее оплакивание ушедшего из жизни человека, на фоне траурной маршевой поступи фортепианной партии.

         И все же осмелюсь утверждать, что музыка рахманиновского трио в конечном счете утверждает не скорбь и отчаяние, но являет страстный протест жизни против смерти. Вторую часть, вариации на тему хорального склада — отличает более светлый колорит и уравновешенность. В памяти остается одна из начальных вариаций — печальный напев в русском стиле…

         Фортепианное трио Арно Бабаджаняна открыло второе отделение концерта. Это сочинение было впервые исполнено в 1952 г., и уже через год удостоено Государственной премии СССР. За роялем сидел автор, скрипичную партию  исполнял Давид Федорович Ойстрах; партию виолончели — Виктор Николаевич Кнушевицкий. В то время Бабаджаняну было всего 32 года, остальные исполнители – значительно старше и солиднее: Ойстраху исполнилось 44, Кнушевицкому — 45 лет. Тот факт, что авторитетные музыканты согласились поддержать молодого композитора, говорит о многом. Например, о том, что они высоко ценили его музыку; кроме того, сочли необходимым поддержать развитие жанра фортепианного трио, исчезающего из концертной практики. Именно им, Д.Ф. Ойстраху и В.Н. Кнушевицкому, Бабаджанян посвятил свой опус.

         В трио Бабаджаняна, на протяжении всех его трех частей, ясно прослушиваются интонации армянской народной традиции исполнения на дудуке, национальном духовом музыкальном инструменте. Удивительно, но бесконечно печальный и древний тембр дудука явственно слышался уже в начальной мелодии, исполняемой скрипкой и виолончелью в один голос.

         Музыка Астора Пьяццолы, пронизанная ритмами и интонациями танго, стала удачным завершением концерта.

         По словам известного тверского скрипичного педагога С.О. Мильтоняна, концерт фортепианного трио получился в подлинном смысле слова, аристократическим. Безупречный профессионализм всех участников ансамбля, яркий  эмоциональный пафос исполнения, наконец, обращение к высоким жанрам музыкального искусства, придали концерту статус выдающегося события в музыкальной жизни Твери. То, что аренда зала и бесплатный вход слушателей были обеспечены меценатом, пожелавшим остаться неизвестным, лишь  усилили это ощущение.  

Нина Дроздецкая  

Опубликована в газете «Тверские ведомости», № 13, 27 марта-2 апреля 2009 г.