2002 год. Февраль

13-го февраля 1813 года родился русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский. Его примечательная фамилия образовалась от названия села Даргомыж Тульской губернии, родового имения предков. Сам Александр Сергеевич приходился двоюродным дядей Николаю Лодыженскому, даровитому музыканту, владевшему имением в Кашинском уезде Тверской губернии. Даргомыжский в юности испытал большое влияние Глинки. Их встреча произошла в 1834 году, и Михаил Иванович убедил Александра Сергеевича серьезно заняться теорией музыки, для чего отдал ему свои музыкальные тетради с упражнениями, которые делал под руководством немецкого теоретика З.Дена. Так состоялась передача музыкальной эстафеты от Глинки к Даргомыжскому. Вначале Даргомыжский писал романсы на те же тексты, что и Глинка. Таковы, например, “Ночной зефир”, “В крови горит огонь желанья”, оба на стихи Пушкина. Постепенно он сумел найти свой путь в музыкальном искусстве.

Даргомыжский пытался омузыкалить интонации человеческой речи. “Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды”, — провозгласил он. Обратив внимание на своеобразие речевой интонации чиновника, солдата, крестьянина, Даргомыжский создал галерею блестящих музыкальных портретов в романсах “Мельник” (А.Пушкин), “Титулярный советник” (П.Вейнберг), “Червяк” (В.Курочкин), “Старый капрал” (П.Беранже в пер. В.Курочкина). Через интонацию Даргомыжский дал гениальную музыкальную характеристику безумному Мельнику в своей опере “Русалка”. Его последняя опера “Каменный гость” на текст одной из маленьких трагедий А.Пушкина, опера полностью речитативная, осталась незаконченной. Ее завершил уже после смерти Даргомыжского Ц.Кюи, а оркестровал Н.Римский-Корсаков.

 

Итальянский скрипач и композитор Арканджело Корелли родился 17-го февраля 1653г. Он происходил из старинного и влиятельного рода, давшего Италии юристов, ученых и поэтов. В 17 лет Корелли стал членом известной Болонской филармонической академии, а в 1706г. был избран членом Аркадской академии — самого изысканного ученого общества во всей Италии. Корелли заложил основы скрипичной техники, исходящей из подражания человеческому голосу. В основе его исполнительского мастерства лежало “искусство пения”, идеалом являлась плавная игра. Постепенно Корелли стал во главе итальянской национальной скрипичной школы, положившей начало “золотому веку” итальянского исполнительского искусства.

Частый гость шведской королевы Кристины, он посвятил ей много сочинений. В ее доме состоялись первые исполнения concertigrossi(больших концертов), опубликованных после смерти Корелли. Он подолгу вынашивал свои композиторские замыслы, отшлифовывая опусы до полного совершенства. Возможно, поэтому сборник сонат для скрипки ор.5 после его смерти перепечатывался около 40 раз.

 

Итальянский композитор и виолончелист, современник Гайдна и Моцарта,Луиджи Боккерини родился 19-го февраля 1743 г. Его произведения отразили процесс формирования классического музыкального стиля. Это касалось жанров симфонии, квартета, квинтета. Боккерини был весьма плодовитым композитором и создал 366 сочинений камерного плана. Он служил придворным музыкантом у прусского короля Фридриха Вильгельма II. Король слыл прилежным виолончелистом и большим любителем музыки. Он открыл доступ в Берлин музыкантам-виртуозам. Фридрих Вильгельм IIценил Генделя и Глюка, и в особенности Гайдна. Он пригласил Боккерини на должность композитора и капельмейстера из Мадрида и с 1787 по 1797 годы выплачивал ему годовой оклад. Однако, последние годы Боккерини прошли в нищете.

При имени Луиджи Боккерини в памяти сразу звучит его знаменитый менуэт из струнного квинтета Ми мажор. Грациозная мелодия менуэта до сих пор служит заставкой программ многих концертов классической музыки

 

21-го февраля появился на свет русский певец и младший брат известной революционерки Николай Николаевич Фигнер (1857-1918). Обладая сравнительно скромным лирико-драматическим тенором, Н.Фигнер максимально использовал свои возможности. Он был замечательным актером и непрвзойденным исполнителем партий Ленского и Германа в операх Чайковского. Фигнер учился вокалу в Петербургской и Неаполитанской консерваториях, в юности много ездил по гастролям. Турне по Южной Америке полностью изменило его жизнь. Николай Фигнер встретил прекрасную итальянку Амедею Меи Дзоваиде и больше с ней не расставался. Медея тоже была певицей и весной 1887 г. уже известную пару пригласили выступить на сцене Императорской Мариинской оперы. Дебют прошел триумфально, а в 1889 г. состоялось бракосочетание Николая Фигнера и Медеи Мей. У супругов родились два мальчика и две девочки. Николай Николаевич любил помечтать о том, как он, состарившись, будет ходить на спектакли своего любимого Онегина в составе: Онегин — Георгий Фигнер, Ленский — Николай Фигнер, Татьяна — Лидия Фигнер и Ольга — Евгения Фигнер. Знаменитая чета 15 лет украшала русскую оперу. Помимо спектаклей Фигнеры два раза в год устраивали благотворительные концерты в зале Дворянского собрания. В эти дни к зданию съезжался весь Петербург — от высшей аристократии до мелких чиновников и студентов. Вереница экипажей растягивалась версты на три. Венцом программы всегда был дуэт Глинки “Не искушай”.

Когда Джузеппе Верди услышал Николая Фигнера в партии Отелло в своей одноименной опере, он отметил прежде всего великолепное драматическое мастерство певца.

 

Знаменитый итальянский оперный тенор Энрико Карузо (1873-1920) родился 27 февраля. Впервые Карузо выступил на сцене театра “Ла Скала” в 1900 году в “Богеме” Пуччини в партии Рудольфа. А в 1901г. он пел вместе с Шаляпиным в опере А.Бойто “Мефистофель”. С 1903 г. стал солистом “Метрополитен-опера” и пел на ее сцене до конца жизни. В России гастролировал несколько раз, выступая в Петербурге и Москве.

Считается, что он не имел себе равных в искусстве и щедрости. Э.Карузо с равным успехом исполнял как героико-драматические, так и лирические партии: Герцог, Радамес, Каварадосси, Канио, Надир, Хозе, Неморино… Карузо стал первым певцом, который записывался на пластинки. Кроме того, он неплохо играл на фортепиано, трубе и гитаре. Написал статью “Как нужно петь”. Что касается щедрости, то его благотворительность не имеет себе равных: только за годы первой мировой войны Энрико Карузо передал Красному Кресту 21 млн. долларов.

Год тому назад была ограблена часовня над могилой певца. Воры унесли лампады и старинные канделябры. Общественность всего мира была возмущена: оказалось, что даже точной описи предметов часовни не существовало.

Карузо говорил, что певец должен иметь “широкую грудь, большое горло, отличную память, ум, уйму работы и…кое-что в сердце!” Знаменитая слеза в его голосе буквально пронзала слушателей — оторваться от него было невозможно. Сам певец пел оперные партии только на языке оригинала — этим объясняется отсутствие вагнеровских партий в его репертуаре. Хотя Лоэнгрина из одноименной оперы Вагнера Карузо все же спел несколько раз…

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ