2002 год. Январь

Итальянский композитор Джованни Баттиста Перголези (настоящая фамилия Драги) родился 4-го января по старому стилю (1710-1736). Он прожил короткую, но удивительную жизнь. Перголези умер от туберкулеза 26 лет от роду, но успел написать несколько музыкальных произведений, сделавших его имя бессмертным. Среди них опера-buffa, или комическая опера “Служанка-госпожа”, которая считается первым опытом в этом жанре. Сначала “Служанка-госпожа” была интермедией к его опере “Гордый пленник”, но впоследствии была поставлена отдельно и имела триумфальный успех в Париже уже после смерти Перголези. Сюжет оперы прост: хозяин, ворчливый холостяк (бас) и служанка (сопрано), задумавшая женить его на себе, для чего в ход пускаются всевозможные уловки. В итоге цель достигнута, и все, как и полагается, вполне счастливы.

Перголези написал много духовных сочинений: мессы, мотеты, кантаты. Здесь выделяется его знаменитая “Stabatmaterdolorosa” (“Стояла мать скорбящая”) — сочинение для сопрано, альта и струнного квартета в сопровождении органа. Считается, что это последнее творение Перголези, которое он писал, находясь уже смертельно больным в монастыре капуцинов в гор. Поццуоли, но так и не закончил его…

 

         В январе 2002 года исполняется 166 лет со дня рождения Милия Алексеевича Балакирева, основателя и вдохновителя содружества русских композиторов “Могучая кучка” (“Русская пятерка”). Музыкальный талант из Нижнего Новгорода, выучившийся сочинять по партитурам симфоний Бетховена и почти самоучкой блестяще играть на фортепиано, обладавший феноменальным слухом и музыкальной памятью, Балакирев сразу покорил сердца молодых музыкантов. Он страстно убеждал их служить русской музыке, поднимать ее профессиональный уровень до мирового, открывать и подчеркивать ее национальную самобытность.

“Молодой, с чудесными, подвижными, огненными глазами, с красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо, каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения…”, — вспоминает о нем Н.А. Римский-Корсаков. И далее: “Балакирев всякую минуту готовый фантазировать с величайшим вкусом на свою или чужую тему, моментально схватывавший недостатки в чужих сочинениях и на деле готовый показать, как следует исправить то или другое..., чей композиторский талант ослепительно блестел для всякого, входившего с ним в соприкосновение, — этот Балакирев сочинял чрезвычайно медленно и обдуманно”. Список его сочинений не так уж велик, кроме того, он по многу раз возвращался к уже написанному и редактировал, правил, иногда весьма существенно, свои сочинения. В результате были созданы симфонические поэмы “Русь” и “Тамара”, две симфонии, музыка к трагедии Шекспира “Король Лир”, фортепианная фантазия “Исламей”, романсы.

М.А.Балакирев был автором многих литургических хоров, в т.ч. “Иже херувимы” и “Достойно есть”, а также “Ангел вопияше”, “Благослови душе моя Господа” и “Со святыми упокой”. Внезапное духовное прозрение, обратившее Балакирева к православной вере, произошло в 1871 году. Тертий Иванович Филиппов, друг Балакирева и наш земляк (он родом из Ржева), помог найти ему духовного наставника, старообрядческого священника Ивана Тимофеевича Верховского. Вместе с Верховским Балакирев начал посещать собрания Петербургского отделения общества любителей духовного просвещения. Членами общества были Ф.М.Достоевский, Ф.И.Тютчев, АН.Майков и сам Т.И.Филиппов. Первым же учредителем общества был великий князь Константин Романов.

Милий Алексеевич Балакирев прожил долгую жизнь и скончался в 1910 году.

 

         6-го января 1872 года появился на свет Александр Николаевич Скрябин. Получивший академическое консерваторское образование и сочинявший музыку в духе кумира юности Шопена, Скрябин вдруг резко переменил свои взгляды. Перемена произошла в 1904 году, который считается началом мистического периода творчества композитора. В это время Скрябин увлекался трудами Е.Блаватской, теософией и Агни-йогой. Космогонические идеи чрезвычайно повлияли на Скрябина и определили образный круг его произведений.

…Творческий дух, томясь в земных пределах, ищет свободы. В полете он устремляется в космическую беспредельность и там обретает высшее блаженство в процессе творения — экстазе. Отсюда и названия произведений Скрябина: “Поэма экстаза”, “Божественная поэма”, “Поэма огня”. В последние годы композитор вынашивал идею Мистерии, которую собирался осуществить в Индии и для которой писал музыку. Однако, Мистерии не суждено было быть. Внезапная, и не менее мистическая смерть оборвала жизнь композитора 14-го апреля 1915 года.

 

         Звезда балета коммунистической эпохи Галина Сергеевна Уланова родилась 8-го января 1910 года. Она пришла на сцену Большого театра из Питера и здесь станцевала все свои бессмертные партии в балетах “Жизель” А.Адана, “Лебединое озеро” П.Чайковского, “Бахчисарайский фонтан” Б.Асафьева, “Ромео и Джульетта” С.Прокофьева. Г.Уланова имела столько наград, сколько не имел никто из ведущих артистов того времени, а также  звания нар. арт. СССР, дважды Героя социалистического труда, четырежды лауреата Государственной премии СССР, лауреата Ленинской премии, премии имени Анны Павловой Парижской Академии танца, премии Оскара Парселли “Жизнь ради танца”. Уланова являлась почетным членом Американской академии искусств и кавалером Командорского ордена в области искусства. Ее героини были на сцене кумирами и идеалами.

Галина Сергеевна всегда и со всеми держалась в высшей степени корректно и отстраненно. Композитор Сергей Прокофьев называл ее “обыкновенной богиней”. Богиня до конца жизни ходила на высоких каблуках и ежедневно делала гимнастику.

После ее смерти в 1998 году началась судебная тяжба из-за наследства и архива. Сначала далекие родственники, а затем налоговая инспекция претендовали на четырехкомнатную квартиру Г.Улановой, на ее личные вещи и архив. Галина Сергеевна была обладательницей коллекции драгоценностей и наград, а также уникальной коллекции балетных туфелек. Ее библиотека насчитывала две с половиной тысячи томов с редкими изданиями ХIХ века, а в архиве находились бесценные письма и фотографии. Вопрос об организации музея или музейного зала ее памяти пока еще не решен…

 

         Австрийский композитор Франц Шуберт родился в 31-го января 1797 года. За свою непродолжительную жизнь (он умер в 31 год) Шуберт создал необычайно много музыкальных произведений: восемь симфоний, оперы, мессы. Основная же область его творчества — фортепианная музыка: сонаты, фантазии, экспромты, музыкальные моменты, вальсы. Шуберт написал более 600 (!) песен для голоса с фортепиано, среди них два вокальных цикла “Прекрасная мельничиха” и “Зимний путь”. Жизнь Шуберта была действительно жизнью музыканта-романтика, не признанного и не понятого. Ни дома, ни семьи не имел этот гениальный композитор, пожалуй, все это заменяли ему друзья. Каждую минуту он готов был музицировать: сочинять, играть, петь. Легенда рассказывает о том, что Шуберт даже спать ложился не снимая очков (он был очень близорук), чтобы проснувшись среди ночи записать пришедшую в голову музыкальную мысль. Его кумиром был Бетховен, однако, из-за застенчивости Шуберта их встреча так и не состоялась. Тем не менее, Шуберт участвовал в похоронах Бетховена в 1827 году в качестве факельщика. А на его собственном памятнике друзья сделали надпись: “Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды”. 

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ

Опубликовано в газете “Тверская жизнь” № 9, 17 января 2002 г.