Золотых дел мастера

26 апреля (9 мая по новому стилю) 1910 года в Твери состоялся концерт Александра Скрябина, выступившего с оркестром Сергея Кусевицкого. Прозвучал фортепианный концерт Скрябина в авторском исполнении. Дирижировал Кусевицкий.

 

«В Твери громадный успех. Зал был полон», — сообщала в письме жена Скрябина, Т.Ф. Шлёцер. Концерт прошел в зале Дворянского собрания (ныне Дом офицеров). Сохранился рисунок художника Роберта Штерля, сопровождавшего музыкантов во время поездки. На нем узнаваемыми контурами проступают очертания колонн зала Дворянского собрания. За роялем — Скрябин. При небольшом росте, Скрябина отличали прямая и гордая осанка, изящество движений, которое не раз отмечали в своих воспоминаниях современники. С.А. Кусевицкий тоже получился легко узнаваемым на рисунке художника. Замечательный музыкант, контрабасист и дирижёр, Кусевицкий был уроженцем Вышнего Волочка Тверской губернии, нашим земляком. Уже будучи известным, он довольно часто приезжал на свою родину, где жили его родители.

Ко времени описываемых событий Кусевицкий дирижировал оркестром Большого театра. Почти месячное турне было задумано по одиннадцати волжским городам с девятнадцатью концертами. «Кусевицкий вез целый оркестр в специально заказанном пароходе, вез рояли, вез солиста – Скрябина. Кортеж сопровождался еще и “почетными путешественниками”. Тут были владелец фабрики роялей Дидерихс, музыкальные критики, заграничные корреспонденты — Оскар Риземан и Тидебель, доктор Богородский. Путешествие по отношению к Скрябину имело еще и “агитационное значение”. Кусевицкий хотел показать нового композитора российской провинции. Пароход же вез и специально построенный  для поездки рояль Бехштейн, на котором играл Скрябин»,— сообщает «Летопись жизни и творчества А.Н. Скрябина».

Концерт в Твери был первым из серии волжских концертов. Скрябин играл также в Рыбинске, Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре… Везде музыкантам сопутствовал большой успех.

Сергей Александрович Кусевицкий был большим энтузиастом в музыке, пропагандистом не только классических музыкальных шедевров, но и произведений своих современников. Он исполнял не только сочинения Бетховена, Листа, Брамса, Чайковского и Глазунова, но и Рахманинова, Стравинского, Регера, Сибелиуса. Скрябин и его произведения — «Поэма экстаза», «Прометей», «Божественная поэма», фортепианный концерт – были в числе любимых у Кусевицкого. Критики восторженно отзывались о его интерпретации скрябинских сочинений: «Двойственный и как бы противоречивый характер скрябинского творчества ставит исполнителю задачу громадной трудности. Он должен одновременно дать почувствовать всю бурность, страстность, неуравновешенность скрябинского духа и показать всю формальную пластичность этого необыкновенного искусства и, наконец, водворить какое-то высшее равновесие между этими противоположными началами. Из наших дирижеров убедительное разрешение этой сложной задачи пока никому не удается в большей мере, чем Кусевицкому, — писал критик А. Астров. Кусевицкий добивается того, что слушатель воспринимает не отдельные ноты, фразы, мотивы, но всем духовным существом погружается в музыкальную атмосферу, властно захватывающую наше воображение, и с начала до самого конца партитуры ни на минуту не ослабляющую своего, словно гипнотического на нас воздействия».

Сергей Кусевицкий родился в семье кантониста — военного музыканта. На его родине, в маленьком Вышнем Волочке, жили трое братьев и сестра. Мать умерла рано, и все заботы о домашнем хозяйстве легли на плечи дочери. Семье приходилось очень трудно. Отец обучил всех сыновей игре на струнных музыкальных инструментах — так постепенно сложился «оркестр Кусевицких». К ним присоединялись еще два-три музыканта, и тогда оркестр играл на балах, свадьбах, в трактирах, на танцах в городском саду, на ярмарке. Сергей сначала играл на альте, потом на виолончели, а с тринадцати лет — на контрабасе. Его рабочий день начинался с пяти утра в маленькой баньке, куда он удалялся заниматься, и продолжался шесть-семь часов с небольшими перерывами. В 1981 году Сергей поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества в класс контрабаса. В своем статусе училище было приравнено к консерватории — окончившие его получали диплом свободного художника. С первого же года занятий Кусевицкий стал лучшим учеником класса. Потом была должность оркестранта в Московской частной русской опере С.И. Мамонтова, потом перевод в оркестр Большое театра…

Вскоре Кусевицкий приобретает заслуженную славу непревзойденного виртуоза на контрабасе. Параллельно он осуществляет свою детскую мечту —   становится дирижером симфонического оркестра. Он кропотливо изучает симфонические партитуры, работает с разными оркестрами. Его дирижерский жест отличается точностью и выразительностью, а опыт оркестрового музыканта помогает давать краткие и емкие замечания, которые сразу решали исполнительскую проблему. «Вспоминаю, как во время репетиций Третьей симфонии Скрябина Вы остановили оркестр, — пишет композитор Ю. Шапорин, — и, обратившись к оркестранту, игравшему на тарелках, сказали: «Здесь не просто удар в тарелки, здесь Вы должны позолотить аккорд».

Скрябин и Кусевицкий. Пример замечательного содружества двух музыкантов. Незабываемый концерт в весенней Твери, знаменующий вечное торжество музыки…

Нина  Дроздецкая

Статья опубликована в газете «Тверская жизнь», № 82, 6 мая 2000 года.