Гармония рода Сидельниковых

Композитору  Николаю  Сидельникову  в  этом  году  исполнилось  бы 70…

 

Николай Сидельников (1930-1992) представляет в отечественной музыке поколение композиторов, пришедших на смену Дмитрию Шостаковичу; Сергея Слонимского и Николая Каретникова, Андрея Петрова и Романа Леденева. В нынешнем, 2000 году исполняется 70 лет со дня его рождения.

 

            Музыка Николая Николаевича Сидельникова до сих пор малоизвестна как музыкантам-исполнителям, так и любителям музыки, то ли в силу монументальных жанров, в которых он работал (в основном это оперы и оратории), то ли еще по каким-то, труднопостижимым причинам. Записей его музыки тоже вышло в свет крайне мало: наиболее известна лишь пластинка с концертом для ансамбля инструментов «Русские сказки» да музыкальная запись детской постановки «Маугли».

         Детство и юность Николая Сидельникова прошли в Твери, тогда Калинине. Ему повезло —он родился в музыкальной семье. Волшебная атмосфера музыки окружала мальчика с самого начала жизни. Мать Мария Алексеевна (урожд. Сперанская) была певицей. Она брала уроки у знаменитого вокального педагога начала века Умберто Мазетти. Всю жизнь Мария Алексеевна проработала в Калининском музыкальном училище преподавателем вокала. Отец Николай Михайлович Сидельников, певец, скрипач, дирижер и композитор, был музыкантом-просветителем в самом высоком значении этого слова. Он играл выдающуюся роль в музыкальной жизни Калинина. Николай Михайлович на протяжении ряда лет работал музыкальным руководителем в драматическом театре, художественном руководителем в областной филармонии, но главное —  он создал городской симфонический оркестр и стал его вдохновителем и дирижером. Именно благодаря усилиям родителей оба брата Сидельниковы, Михаил и Николай, стали музыкантами. Оба получили блестящее домашнее музыкальное образование. Отец всю жизнь покупал книги и ноты, тратя на них значительную часть доходов семейного бюджета. В результате он собрал нотную библиотеку, равной которой в Твери не было ни у кого. Многие партитуры и оперные клавиры приходили почтой прямо из Германии, например, от издательства Петерс. К сожалению, судьба библиотеки сложилась далеко не лучшим образом. Большая и лучшая ее часть была продана и затерялась где-то на просторах бывшего СССР. Оставшуюся часть родственники передали в нотно-музыкальный отдел библиотеки имени Горького.

         Маленький Коля Сидельников рано начал сочинять, и к семи годам — возрасту, когда ребенка отдают в музыкальную школу,  неплохо (по его словам) играл на рояле и решал задачки по гармонии. Заметим, что гармония — предмет, который преподается в музыкальном училище, следовательно, Николай в музыкальном развитии намного опережал своих сверстников.

         Жили Сидельниковы в самом центре Твери — на Косой Новоторжской улице. До войны она называлась Красноармейской, потом улицей Правды, и сейчас ей возвратили первоначальное название.

         Обратимся к воспоминаниям очевидца описываемых событий, Льва Николаевича Никольского, в прошлом скрипичного ученика Николая Михайловича и детского друга его сыновей, Миши и Николаши:

«Дом, в котором жили Сидельниковы, имел два входа. С северной стороны — на первый этаж, с западной — на второй и третий. На второй этаж вела широченная деревянная одномаршевая лестница с изрядно изношенными ступеньками. На одной из дверных дощечек был указан номер квартиры, на другой надпись: “Сидельников Николай Михайлович”. Входная дверь вела в среднюю, самую большую из трех комнат квартиры. Но прежде вы попадали в импровизированную прихожую, выгороженную стенкой-ширмой из разнокалиберных шкафов, возглавляемых основательным старинным буфетом с мраморной столешницей. Слева от двери вас встречала добротная и тоже старинная вешалка для верхней одежды. Далее вы видели мраморный умывальник и рядом с ним — изразцовую стенку угловой печи с душником и топкой. Рядом с печкой — большая двустворчатая дверь с блестящими старинными латунными скобками. И если эта дверь была приоткрыта, то было видно клавиатуру рояля и руки на ней. За роялем можно было застать и самого Николая Михайловича, и Марию Алексеевну, и Мишу, но чаще всего — Николашу. Кроме звуков из комнаты часто доносились и заковыристые скрипичные пассажи, и восходяще-нисходящие вокальные арпеджио…»

Братья были на удивление различными по характеру и темпераменту. Старший, Михаил, рос непоседливым и шумным, а младший, Николай, напротив, был, как говорится, спокоен и тих. Вернувшись с фронта после войны, Михаил поступил на дирижерско-хоровое отделение музыкального училища и после его окончания остался там работать завучем и преподавателем музыкально-теоретических дисциплин. Он работал в училище вплоть до своей безвременной кончины в 1967 году.

Николай поступил на фортепианное отделение музыкального училища и окончил его за три года вместо четырех. Дальше была Московская консерватория и класс композиции у Ан. Александрова и Е. Месснера.

Дипломной работой Н. Сидельникова стала оратория «Поднявший меч» на тексты древнерусских летописей. Потом были созданы «Романтическая симфония-дивертисмент в четырех портретах» («Времена года»), симфония «Гимн природе» на тексты из «Диалектики природы» Энгельса, кантата «Сокровенны разговоры» на русские народные тексты и цикл хоровых поэм «Романсеро о любви и смерти» на стихи Ф.Г. Лорки. Далеко не все произведения Николая Николаевича Сидельникова были исполнены при жизни. Например, оратория «Смерть поэта», сочиненная в 1976 году, впервые прозвучала в сентябре 1999-го в исполнении хора и оркестра Московской консерватории. Его «Духовный концерт», написанный в 1990 году, за два года смерти на тексты из церковного Обихода, прозвучал на курсах повышения квалификации педагогов-хормейстеров в Москве и оставил у исполнителей незабываемое впечатление. Среди крупных произведений Николая Сидельникова также следует назвать оперы «Чертогон» по Лескову (1981) и «Бег» по Булгакову (1985).

В том же 1985 году заслуженный деятель искусств РСФСР Н.Н. Сидельников был удостоен Государственной премии РСФСР имени Глинки.

Музыка Сидельникова знакома многим маленьким музыкантам: он написал две тетради фортепианных пьес: «Саввушкина флейта» и «О чем пел зяблик», посвятив их своим детям – Саввушке, Настеньке и Глашеньке. Одна из пьес называется «Настенька будет балериной». Однако, Настенька, повзрослев, решила стать музыкантом, и тверские любители классической музыки уже несколько раз слышали концерты органистки Анастасии Сидельниковой. Весной 2000 года в Твери состоялся очередной детский фортепианный конкурс, организованный комитетом по делам культуры Тверской области. В связи с 70-летием со дня рождения композитора, конкурсу было присвоено имя Николая Сидельникова. В выступлениях юных пианистов звучала музыка из его тетрадей и, может быть, впервые в его родном городе.

Несмотря на то, что большая часть жизни Николая Николаевича прошла в Москве, и в Твери он бывал лишь изредка, здесь, на родине, его помнят и любят. Одни были с ним знакомы, вместе учились. Другие были вхожи в большую и дружную семью Сидельниковых и вместе общались, музицировали. А, как известно, пока жива память, живет и надежда. На возрождение добрых традиций в отечественной музыке.

Приношу благодарность племяннице Николая Николаевича Сидельникова — Ольге Михайловне за любезно предоставленные фотографии из семейного архива.

Нина  Дроздецкая

Статья опубликована в газете «Тверская жизнь», № 212, 22 ноября 2000 г.