Гарри Гродберг: У Твери есть своя мелодия

В будущем году Тверской академической филармонии исполнится 70 лет. Для организации это почтенный и солидный возраст. Уже сейчас коллектив филармонии начал готовиться к предстоящему Дню рождения. В преддверии замечательной даты мы провели интервью с Г.Я. Гродбергом – народным артистом России и лауреатом Государственной премии.

         “Я подумал об этом сразу, как приехал сюда, — говорит Гарри Яковлевич. — В конце 1980-х годов мне, как члену Совета по органостроению при Министерстве культуры, поручили  выбрать провинциальный город, где можно было бы установить орган. Дальняя цель этого мероприятия заключалась в том, чтобы поднять уровень культурной жизни центральной России. Имелась и заявка на установление органа от тверских властей, но они предлагали обустроить органный зал в одной из городских церквей. Я счел это неприемлемым, ведь для православной церкви орган — нечто чужеродное, и предложил зал филармонии. Тогда он находился в строительных лесах, однако друзья-музыканты одобрительно отзывались об акустике зала и говорили, что им нравится там играть. Кроме того, важным было то, что филармония расположена в самом центре города — множество улиц сходятся на Театральной площади. В конце концов, было решено установить орган именно там. Я помогал и в выборе типа органа, и в выборе фирмы-изготовителя. Тверской орган был сделан в Чехословакии, и я должен сказать, что он один из лучших в России”.

         С тех времен Г.Я. Гродберг стал постоянным куратором и “культурным шефом” Твери. При огромной занятости (только в Москве он дает 11 сольных концертов за сезон) Гарри Яковлевич всегда находит время и играет в Твери несколько органных концертов в год. Прежде всего, на осеннем и весеннем фестивалях, а также в рамках музыкальных филармонических абонементов. Зал на его концертах всегда переполнен, и поклонники занимают все места даже на балконе.

         “Я люблю Тверь и ее отзывчивую музыкальную аудиторию, — говорит Г.Я. Гродберг. Иногда в других городах ко мне подходят люди и спрашивают: ‘Скажите, Вы из Твери?’ Постепенно этот город стал моей малой Родиной и среди всех моих наград особенно дорого для меня присвоение звания ‘Почетный гражданин Твери”.

         На концерте Г. Гродберга 14 октября, состоявшемся в рамках фестиваля “Музыкальная осень в Твери”, зал дружно встал, награждая музыканта долгими овациями. Опрошенные слушатели в антракте как один говорили, что ходят на концерты органного маэстро, стараясь не пропустить ни одного. Заметим, что за почти 15-летнюю концертную деятельность в нашем городе, Г. Гродберг воспитал свою, постоянную слушательскую аудиторию. Сейчас ее составляют представители “деловой” социальной прослойки — банковские клерки, госслужащие, менеджеры, директора небольших компаний. Среди публики на концерте были также студенты музыкального училища, инженеры, архитекторы…

 “Я обожаю Гродберга, — призналась одна busyness-woman, — и всегда хожу на его концерты. Мне нравится та атмосфера, которую создает на концерте звучание органа — она торжественная и какая-то монументальная.”

         Г.Я. Гродберг является основателем баховского фестиваля в Твери: “Вначале многие воспринимали идею скептически, — вспоминает он. — Обычные возражения, что в городе нет ни консерватории, ни оперного театра, ни большого концертного зала приходилось отводить самой музыкальной практикой. Люди даже думали, что я имею в этом какую-то корыстную цель. Сейчас мне представляется, что в одиночку я не смог бы осуществить то, что задумал. Помощь и поддержку в этом начинании оказали люди, стоящие во главе филармонии, в руководстве города и области. В конце концов, Тверь доказала, что вполне может считаться провинциальным культурным центром России. 13 прошедших баховских фестивалей — настоящий университет музыкального исполнительства. На первый фестиваль в 1992 г. сюда приезжала Татьяна Николаева — тогда лучшая ‘бахистка’ России. Впервые в Твери она исполнила ‘Гольдберг-вариации’ и ‘Искусство фуги’ Баха. В составлении программ мы старались вести слушателя вперед за собой, чуть завышая планку восприятия. Поэтому на концертах звучали 2-я оркестровая сюита и 5-й Бранденбургский концерт; партиты и токкаты; хоралы и кантаты Баха. Выступали Игорь Ойстрах, Виктор Третьяков, Наталья Гутман, Сергей Стадлер, Эдуард Грач, Кирилл Родин…”  

Позже к основному названию фестиваля — имени И.С. Баха — добавлялись различные оттенки. Второй фестиваль назывался “И.С. Бах и его предшественники” (1993), четвертый — “И.С. Бах и его сыновья” (1996), шестой — “И.С. Бах и Г.Ф. Гендель” (1998). Три последних фестиваля имеют одно, весьма емкое название “И.С. Бах — музыка XXвека”.

Благодаря Г. Гродбергу и его огромному международному авторитету многое в Твери звучало впервые. Например, мотеты Ф.Мендельсона в исполнении Боннского камерного хора п/у друга тверского маэстро П. Хенна; впервые состоялся и концерт коллеги Гродберга — кафедрального органиста из Берлина Михаэля Поля. С самого начала Гарри Яковлевич активно занимался музыкальным просветительством — он ввел в концертный обиход множество органных сочинений. Среди них – произведения Клары Шуман, Фанни Мендельсон (сестры композитора), Франца Лахнера (друга Шуберта). Гродберг сделал органные переложения сочинений русских композиторов — М. Глинки и А. Лядова — и исполнил их в прошлогоднем концерте. В Твери музыкант сыграл почти всего органного Баха и первым стал выступать с сольными органными концертами, в которых от начала и до конца звучал только орган.

Сегодня можно сказать, что на глазах одного поколения наш город переживает настоящий расцвет классического музыкального исполнительства. Сейчас выступить с концертом в Твери престижно даже для выдающихся музыкантов современности. Сейчас это право надо заслужить перед тверскими слушателями высоким качеством исполнения.  И это право заработал сам город, благодаря своим слушателям — истинным ценителям музыкальной классики. Потому что ходить на филармонические концерты в Твери тоже стало престижным. С каждым годом Тверскую академическую филармонию посещают все больше и больше любителей музыки, как классической, так и современной. При этом основную часть аудитории  составляет интеллигенция: преподаватели и студенты университета, музыкального училища, педагогического колледжа, музыкальных школ города. На филармонические концерты целыми группами приезжают даже школьники из области.

В филармонии работает целая система скидок на билеты и абонементы. Она предназначена в основном студентам и школьникам. Абонементы предоставляют возможность посещать концерты людям, которые ходят в филармонию постоянно, и тем, кто не имеет материальной возможности покупать билеты по высокой цене. На будущий абонементный сезон (он начнется с ноября текущего года) подготовлены четыре абонемента с различной тематикой. “Гвоздем” первого станет концерт “Студии новой музыки”, в программе которого прозвучит музыка ХХ века. Один из концертов второго абонемента порадует поклонников джаза. Счастливые обладатели третьего смогут попасть на концерт под названием “Великие имена”, посвященный 250-летию со дня рождения В. Моцарта. Апофеозом четвертого абонемента станет выступление русского народного хора имени М. Пятницкого “России звонкая душа”.

“Для меня самый большой гонорар — когда я чувствую, что приношу людям счастье от общения с великой сокровищницей классической музыки, когда вижу их радость, — говорит Г.Я. Гродберг. Отношение к каждому концерту у меня такое, будто он решает всю мою  жизнь. Отрадно сознавать, что в Твери растут и свои музыкальные кадры. Например, молодые музыканты камерного оркестра “Российская камерата” и певцы камерного хора “Русский партес”. Считаю, что руководитель обоих коллективов, дирижер Андрей Кружков — талантливый музыкант с большой перспективой. И я искренне желаю им всем достичь больших высот в искусстве, имя которому – Музыка”.

Н.К. Дроздецкая, музыковед,

член правления регионального отд. Всероссийского муз. общ-ва;

Я. Кольженкова,

студентка Тверского муз. училища им. М.П. Мусоргского.