19 баховский фестиваль. Финская нота баховского фестиваля

Совместный международный проект с участием тверских и финских музыкантов был представлен на сцене Тверской филармонии в рамках XIX-го фестиваля музыки И.С. Баха. С финской стороны в концерте участвовал хор лютеранской церкви “Kamarikuorotavastica” (дирижер Матти Оикаринен) с солистами из города Хямеенлинна; с тверской — коллективы оркестра “Российская камерата” и камерного хора “Русский партес” (художественный руководитель и главный дирижер Андрей Кружков), а также солисты: заслуженная артистка РФ Татьяна Скворцова (сопрано), солистка Мариинского театра Вера Егорова (меццо-сопрано), заслуженный деятель искусств Татьяна Сергеева (орган). 

Город Хямеенлинна давно считается побратимом Твери. Он также является родиной финского композитора Яна Сибелиуса. Поэтому программа первого отделения концерта, в которой участвовали финские музыканты, наряду с музыкой И.С. Баха включала и произведения Сибелиуса.

В исполнении М. Оикаринена прозвучала органная фантазия Баха соль минор; певица Ми Хва Парк-Якобсон исполнила две баховских арии из “Страстей по Иоанну” и “Магнификата”.

Потом на сцену вышел пианист Эркки Корхонен. В недалеком прошлом он возглавлял Национальную оперу в Финляндии, ныне живет в Хямеенлинна. Сам прекрасный музыкант, Э. Корхонен явился несомненным вдохновителем финских артистов. Певцы-солисты Элия Пуукко (бас) и Хейкки Раинио (тенор) в сопровождении Э. Корхонена исполнили ряд вокальных произведений Я. Сибелиуса: “Алмазы на снегу”, “Возвратилась девушка с прогулки”, “Черные розы”, “Был ли то сон?”, “С Севера”.

Второе отделение концерта целиком было посвящено “Нельсон-мессе” Й. Гайдна. Это грандиозное произведение для солистов, хора и оркестра Гайдн написал после своего путешествия в Англию. Композитор дал ей подзаголовок “месса в беде”, что, вероятно, должно раскрывать опасения Гайдна, связанные с угрозой захвата Европы Наполеоном. Нельсон-месса превратилась в пламенную молитву Гайдна — гражданина мира, в просьбу художника остановить хаос войны.

Наверное поэтому музыка мессы впечатляет своей страстностью. Уже  первая часть “Kyrieeleison” (Господи помилуй) звучит отнюдь не как смиренная молитва. Скорее она воспринимается как выражение смятения и ужаса перед грядущим нашествием французов.

Заключение концерта оказалось весьма патриотичным, вполне в духе “Нельсон-мессы”: финский хор в фортепианном сопровождении Э. Корхонена исполнил поэму Я. Сибелиуса “Финляндия”. Мелодия хора поэмы сейчас является финским национальным гимном, который прозвучал с большим воодушевлением.

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ

Опубликована в газете «Тверские ведомости» № 13, 1-7 апреля 2011 г.