Музыкальные “Лабиринты” Н. Сидельникова

         Мощным аккордом, заключившим тверской музыкальный ноябрь, стал концерт пианиста Ивана Соколова, исполнившего фортепианную роман-симфонию “Лабиринты” Н.Н. Сидельникова. Концерт состоялся 28 ноября в малом зале Тверского музыкального училища.

Николай Николаевич Сидельников – крупный отечественный композитор, в свое время окончивший фортепианное отделение Калининского музыкального училища, а затем композиторский факультет и аспирантуру Московской консерватории. Он происходил из весьма известной в Твери семьи музыкантов. Училищный концерт был посвящен 75-летию со дня рождения композитора.

         “Лабиринты” – итоговое и последнее детище Николая Сидельникова. Он ушел из жизни в 1992 году, поставив на “Лабиринтах” заключительную тактовую черту накануне операции в онкологическом центре Москвы. Сочинение состоит из пяти фресок по мотивам древнегреческих мифов о Тесее: Юность героя; Танец Ариадны; Лабиринты. Тема и семь вариаций; Нить Ариадны ведет в неизбежность; Последний путь в царство теней.

         И. Соколов предварил исполнение основательным анализом тематического материала и прокомментировал узловые драматургические  точки произведения. Победив Минотавра, Тесей все же обречен остаться в царстве теней. Вызволив всех пленников чудовища, сам он становится узником  Аида. Такова трагическая концепция сочинения Н. Сидельникова.

         “Лабиринты” проникнуты мощным, по-настоящему эпическим дыханием. Особенно впечатляет 3-я фреска, которая представляет сцену сражения с Минотавром. Чудовище появляется с лицом автора (как у П. Пикассо), а поединок написан композитором в виде пародии на фугу с темой в стиле буги-вуги. Сорок три удара Тесея копьем, и дыхание Минотавра становится прерывистым, он умирает. Герой спешит к выходу, где его ждет Ариадна. 2-я и 4-я фрески посвящены любви Ариадны и Тесея и впечатляют необыкновенной музыкальной красотой. Отчасти это и стилизация под “античные” шествия в произведениях Стравинского и Равеля, однако в музыке Сидельникова ощущается  глубинная мощь мирового музыкального искусства. Траурный марш 5-й фрески, когда Тесей спускается в царство теней, по своим масштабам сопоставим наверное лишь с оперой Р. Вагнера “Гибель богов”.

         Здесь звучат многочисленные музыкальные реминисценции: из “Симфонии псалмов” И. Стравинского, бетховенский мотив судьбы, начало прелюдии К. Дебюсси “Шаги на снегу”, интонации знаменитого шопеновского  траурного марша из b-moll-ной сонаты, музыкальный автограф самого композитора. Помимо этого возникает смысловая арка с Траурным маршем в манере Калло из малеровской Первой симфонии и многое, многое другое…

         Исполнение фортепианной симфонии Н. Сидельникова было полностью   конгениальным ее создателю. Тверские слушатели до сих пор не могут опомниться от того художественного потрясения, которое они испытали во время концерта. Оно было сродни античному катарсису, когда после шоковой терапии наступает очищение и духовное просветление.

Пианист и композитор Иван Соколов в прошлом ученик Николая Николаевича Сидельникова. Сейчас он является заметной фигурой в музыкальном мире и постоянно курсирует между Москвой и Кёльном, в котором живет уже несколько лет. И Соколов неоднократно исполнял “Лабиринты” Н. Сидельникова в России. Об одном из них, состоявшемся в мае текущего года в Большом зале Московского Дома композиторов, сообщалось на страницах журнала “Музыка и время” (см. № 7 за 2005 г.). К этому добавлю, что концерт в музыкальном училище музыкант играл бесплатно, в память о своем учителе в его родном городе.

Думается, сейчас пришло время собирать брошенные камни и горько оплакивать то, что когда-то не сохранили, утеряли безвовзвратно.  Хочется надеяться, что в ближайшем будущем появятся, наконец, записи произведений Николая Николаевича Сидельникова на компакт-дисках, состоятся премьеры его опер, пройдут музыкальные фестивали его имени. Ибо наступил момент осознания истинного масштаба вклада выдающегося композитора современности в мировую музыкальную культуру.

Нина Дроздецкая 

Рецензия опубликована в газете «Тверские ведомости», № 51, 9-15 декабря 2005 г.