Новогодняя премьера: новый мюзикл в Твери

20 декабря в Тверской академической областной филармонии состоялась премьера нового мюзикла “Иван да Марья”. Спектакль создан по мотивам одноименной сказки А. Толстого. Либретто написала Д. Родина, музыку К. Тушинок, танцы поставил Д. Шенгелия, костюмы придумала Н. Козлова, декорации создал И. Мурашев.

 

Идея постановки музыкального спектакля в рамках филармонии уникальна и принадлежит продюсеру и арт-директору Тверской филармонии —заслуженному деятелю искусств РФ, лауреату Государственной премии Владимиру Боярскому. Это уже четвертый мюзикл, который филармония осуществляет в основном силами своего молодежного состава. Музыкальный спектакль в канун Нового года — вещь чрезвычайно нужная и востребованная тверской публикой, поэтому все спектакли проходят с аншлагом.

Перед Новым годом тверичи теперь уже с нетерпением ждут музыкального подарка, и билеты на мюзикл расходятся мгновенно. Спектакли идут днем и вечером, и за “новогодний сезон” их успевает посмотреть практически весь город. Днем родители ведут в филармонию детишек от мала до велика, а вечером туда приходят взрослые — новогодняя музыкальная сказка интересна всем. Можно даже устроить после спектакля корпоративную вечеринку и потанцевать возле красивой, мерцающей синими огнями, елки! 

Единственным не-тверским человеком, который принимал участие в создании мюзикла, был, тем не менее, главный в спектакле человек —режиссер-постановщик С. Терехов. Московский режиссер Сергей Терехов не впервые делает в Твери музыкальный спектакль. “Иван да Марья” — второй по счету мюзикл в его постановке. А в целом за плечами филармонического коллектива уже четыре оперы и несколько мюзиклов — увесистый и солидный багаж великолепной артистической труппы, которая в очередной раз безукоризненно и с полной отдачей создавала и репетировала очередное увлекательное действо. Репетиции шли в основном по ночам, т.к. другого времени, чтобы собрать всех, просто не было. Далеко за полночь филармонический автобус развозил артистов по домам, но впечатлениями обменивались и по дороге домой —настолько увлекала работа над спектаклем.

В небольшую сказку А. Толстого внесли изменения: Иван да Марья (артисты Ольга Боярская и Владимир Федоров) стали женихом и невестой. Чтобы найти свою Марьюшку, Иван решается спуститься в подводное царство, где правит Водяной (засл.арт.РФ Виктор Сухов) и его дочь Водяница (засл.арт.РФ Татьяна Скворцова). Состав подводной флоры и фауны пополнился в тверском варианте новым персонажем, Озерным Бяком (Сергей Жаворонков). А наверху царит мир древних славянских предков с купальскими песнями и хороводами, красочными венками и праздничными обрядами. В этом мире —прекрасная пластика хореографических номеров, сочетающая самые современные танцевальные элементы с традиционными балетными поддержками и “батманами”. В этом мире —жизнерадостность интонаций славянского фольклора в сочетании с оборотами современных эстрадных песен, а также рока, джаза, и джаз-рока. В спектакле занята большая балетная группа в составе О. Викторовой, Т. Черноусовой, Т. Шадриной, С. Серовой, а также А. Чашкова, А. Алексеева, С. Макарова и Е. Калугина. Особенно сильное впечатление на зрителей производит “Танец подводных чудищ” в исполнении мужской группы. Их агрессивность воплощена в сложных прыжках и поддержках, которые выполняются в головокружительном темпе и сопровождаются яркими световыми эффектами. “Мы будем править бал!” —хором утверждают подводные чудища и на какой-то момент начинаешь верить этому.

Великолепная, искрящаяся весельем и жизнерадостностью музыка спектакля поражает обилием выразительных и запоминающихся мелодий, разнообразием и изобретательностью жанровых характеристик героев. Остается только поздравить с такой прекрасной работой композитора Константина Тушинка и аранжировщика Игоря Бобылева.

Все без исключения актерские работы запоминаются своей  яркой индивидуальностью. Добрый импульсивный Иван сражается с “панком” и злым гением Озерным Бяком и побеждает его; нежной и кроткой Марье удачно контрастирует роковая обольстительница Водяница. “Отрицательным обаянием” блистает Водяной —его джазовый “Фокстрот” создает образ элегантного господина в белых перчатках и черном фраке, с бабочкой и тросточкой, который раздает автографы и пребывает в эйфории от самого себя. Над головой Водяного специально приставленный к нему слуга держал некое подобие микрофона, которое издали вдруг напомнило мне небольшую душевую установку. И микрофон, и душ очень подходили Водяному со свитой модно одетых русалок в зеленых платочках и темных очках, обмахивающихся большими веерами, напоминающими растопыренные рыбьи плавники.

И цветовая, и световая гамма спектакля были выдержаны в предельном контрасте мира земного и мира подводного: преобладающий белый, холстинный тон славянских костюмов-балахонов оттенялся теплыми тонами ярких разноцветных венков (художник по костюмам Н. Козлова). Зато под водой все было зыбким и сине-зеленым, холодноватых, даже “ядовитых” оттенков. Красочным пятном смотрелся лишь костюм Водяницы – блестящее, как рыбья чешуя, длинное платье было украшено вызывающе красным боа (стилист Н. Рощина).

А в самом конце спектакля у маленьких зрителей непроизвольно вырывается крик радости и удивления —на сцене начинают бить фонтаны настоящего фейерверка и звучит светлое Рождественское поздравление, исполняемое всеми участниками представления.

В целом спектакль безусловно удался, и тверичей ожидает перед Новым годом прекрасный новогодний и рождественский подарок —одновременно мюзикл и сказка под названием “Иван да Марья”. Он будет идти на сцене филармонии до 9 января.

Нина  Дроздецкая

Рецензия опубликована в газете «Тверская жизнь» 28 декабря 2005 г.