Ноев ковчег

Международный фестиваль современного русско-немецкого искусства “Ноев ковчег” проходил в Твери с 24 по 28 ноября. Концерты фестиваля состоялись в зале филармонии, в актовом зале областной библиотеки, в Парадном зале Императорского Путевого дворца. В них приняли участие практически все музыкально-композиторско-исполнительские силы Твери за исключением филармонии. На фестиваль были приглашены и немецкие музыканты: органист Ф. Херц, композитор П. Хаммель, а также русский композитор, ныне живущий в Германии — В. Суслин. Фестиваль состоялся в основном благодаря поддержке Фонда имени Р. Боша и его проекта “Дни Германии в регионах России”, а также Международного фонда имени М.П. Беляева. Поэтому вход на концерты был свободным, но по приглашениям, которые, как значилось в афише, можно было взять в нотно-музыкальном отделе областной библиотеки.

         С сожалением приходится констатировать, что организация фестиваля оставляла желать много лучшего. Не были распечатаны ни программы концертов, ни аннотации к ним, и публике приходилось лишь гадать, что предстоит ей услышать ближайшим вечером. Эта, весьма досадная, оплошность лишила многих (и меня, в частности) возможности подготовиться к предстоящему событию. Какие сочинения будут исполняться, в какие годы они написаны, кто эти неизвестные нам немецкие музыканты, что они делают в музыкальном мире —все эти вопросы носились в воздухе и задавались друг другу, но ответ на них так и не был получен.  С приглашениями на концерты произошла почти детективная история: из 500 отпечатанных бланков в нотно-музыкальный отдел областной библиотеки поступило только 200. Информация же о фестивале прошла по всем тверским СМИ, и желающих попасть на концерты было хоть отбавляй. Так и осталось неясным, куда “уплыли” остальные приглашения.       Первый концерт оставил весьма унылое впечатление. Фридеман Херц исполнил несколько сочинений современных авторов: прозвучали “Две маленьких пьесы” А. Шнитке, “Lamento” В. Суслина, “Белая музыка” А. Вустина и “Покаяние” В. Успенского. Скажем сразу: органист  тихо умертвил всех, не оставив ни одному из сочинений духа жизни. Исполнение одного произведения  почти ничем не отличалась от другого, и публика просто томилась в ожидании конца. Конца концерта разумеется. Единственное, что запомнилось —это хоралы Баха. Один из них открывал концерт, другой закрывал. Всё.

         Зато следующий концерт вполне реанимировал тверских любителей музыки. Он состоялся в небольшом зале областной библиотеки имени Горького, который был забит до отказа. Слушатели все еще интересовались фестивалем и не теряли надежды услышать нечто из ряда вон выходящее. Программа концерта была довольно  пестрой как по стилю, так и по качеству —настоящий тверской Ноев ковчег: звучали сочинения разных композиторов, написанные в разные годы. Женский хор музыкального училища (рук. Л. Быстрова) спел “Маленький осенний триптих” А. Сумелиди; Т. Юдина сыграла Фугато из Скрипичной сонаты К. Тушинка в фортепианном сопровождении автора; детский хор “Аллилуйя” (рук. Л. Тирон) исполнил несколько духовных хоров Н. Балашовой; ансамбль исполнителей сыграл “Строфы” Ю. Штуко. В заключение концерта прозвучали “Две композиции” для голоса и фортепиано на стихи З. Гиппиус В. Успенского в исполнении Н. Селезневой и Е. Бокаревой. Хотелось бы услышать в концерте и сочинения Евг. Баева —интересно работающего, тверского композитора и исполнителя-гитариста, который, кажется, в ближайшем будущем вступает в члены Союза композиторов России. Однако, его сочинения не были включены в программу.

         Слушателей очень воодушевила вторая часть концерта, когда композиторы стали импровизировать —“спорить”, как выразилась одна маленькая девочка из числа слушателей. В игру они вступали парами: сначала немецкая пара, потом тверская. И хотя импровизация явно затянулась, всем она понравилась. Виктор Суслин расположился в углу сцены и окружил себя целым хозяйством всевозможных звучащих предметов: тут были ксилофон, гитара, барабан, какие-то деревянные коробочки разных размеров, по которым композитор процарапывал звуки, щелкал, шуршал, стучал, водил ногтем, пальцем, встряхивал —одним словом, шаманил. Делал он это великолепно, с полным пониманием и чувством ситуации. В одном эпизоде Суслин даже сыграл соло на якутском хомусе. Кстати сказать, еще живя в России, он, Софья Губайдулина и Вячеслав Артемов создали группу композиторов-импровизаторов “Астрея”. Музыканты работали с любыми звуками, в т.ч. и шумовыми. Иногда ставили себе условием играть только на незнакомых инструментах. В этом случае во время импровизации каждый из композиторов осваивал звуковые возможности впервые взятого в руки музыкального инструмента.

         П. Хаммель во время импровизации играл на подготовленном рояле, в который между струнами поместил различные предметы, в т.ч. полиэтиленовый пакет. Звуки рояля сильно изменились, и он стал напоминать экзотический ансамбль каких-то балинезийских бонгов. Изобретателем идеи подготовленного рояля считается американец Джон Кейдж, а вот “готовит” его каждый по-своему…

         В следующей импровизации участвовали и слушатели. Вызванные на сцену добровольцы встали в круг и тихо гудели разные звуки, постепенно повышая тесситуру. На этом фоне было удобно петь, например, песню “Вечерний звон”, что и делали остальные слушатели в зале. В конечном итоге все расстались, весьма довольные друг другом.

         Яркой и мощной кульминацией всего фестиваля явился субботний концерт 26 ноября. Его программа включала произведения только двух композиторов, В. Суслина и С. Губайдулиной. Прозвучали сочинения разных лет: фортепианная соната Суслина 1968 г. (исполнитель А. Штуко) и его же “AveMaria”, написанная специально для фестиваля “Ноев ковчег” (сочинение прекрасно сыграл Московский виолончельный квартет во главе с В. Тонхой); Соната для контрабаса и фортепиано (исп. А. Суслин и А. Штуко) С. Губайдулиной и ее же “InCroce” в исполнительской версии контрабаса и органа (исп. А. Суслин и Ф. Херц).

         Особого комментария заслуживает исполнение Р. Замуруевым “Mobiles” В. Суслина для скрипки соло. Родион Замуруев на сегодняшний день воплощает исполнителя нового поколения мирового уровня. Он настолько осмысленно, глубоко и логично играет современную музыку, что не возникает даже тени сомнения в его исполнительской интерпретации. Замуруев буквально творит звуковое пространство, в котором малейший штрих, интонационный нюанс, поворот смычка играют свою роль и несут смысловую нагрузку. Даже неискушенный в современной музыке слушатель не может оторваться ни слухом, ни вниманием от его исполнения, и напряженно следит за течением его музыкальной мысли.

         Совершенно покорил тверскую публику контрабасист Александр Суслин. Контрабас, этот скрипучий и ворчливый дедушка в коллективе оркестровых инструментов, под пальцами Суслина преобразился в певучего аристократа с благородным тоном и безграничными, еще никем не освоенными звуковыми возможностями. “Этюды для контрабаса соло” С. Губайдулиной прозвучали с подлинным размахом и виртуозным мастерством. Этот пространный опус из 10 этюдов (в концерте прозвучали семь) создавался композитором на протяжении нескольких лет, с 1979 по 1983 гг. Думается, цикл “Этюдов” С. Губайдулиной вполне сравним с циклом фортепианных “Этюдов трансцендентной трудности” Ф. Листа, пианиста-виртуоза всех времен и народов. “Этюды” С. Губайдулиной демонстрируют фантастическую палитру контрабасовых звуковых красок и отмечены особенностями, характерными для ее стиля в целом. Во многих сочинениях Губайдулиной  заметна склонность к артикуляционной стороне музыки, т.е. к тому, что другими словами именуется звукоизвлечением, или манерой произносить звуки. Работа над контрабасовыми этюдами у А. Суслина шла при непосредственном участии автора, так что тверским слушателям посчастливилось услышать редкое, так называемое авторизованное исполнение. А в целом Александру Суслину кажется удалось сделать то, что в свое время не удалось Сергею Кусевицкому —превратить контрабас в сольный концертный  музыкальный инструмент.

         В заключение концерта прозвучали Три хора В. Суслина на стихи Д. Хармса в исполнении детского образцового хора “Вдохновение” п/у В. Озеровой. Два из трех, “Тигр на улице” и “Семь кошек” уже звучали в филармоническом концерте два года тому назад. Сейчас исполнительская версия расширилась и усложнилась: изменился состав хора, добавились солисты, и коллектив выучил еще одно произведение В. Суслина на стихи Д. Хармса. Звучание хора действительно отличалось образцовой стройностью: герой размышлял, о чем он думал до того, как ветер дунул, тихо мурлыкали кошки, а Иван Топорышкин спешил на охоту вместе со своим пуделем. В этом последнем стихотворении удачным оказалось подражание античному театру в духе Хармса: на фоне скандирующей речи мальчика-солиста хор недоумевал, негодовал, радовался и печалился. Публика была в восторге.

         В воскресенье 27 ноября в актовом зале областной библиотеки состоялся авторский концерт немецкого композитора Питера Михаэля Хаммеля. Прозвучали его сочинения для кларнета соло, для фортепиано, для скрипки и альта; Трио для фортепиано скрипки и виолончели, а также композиция для ансамбля исполнителей. Во втором отделении Питер Хаммель импровизировал на подготовленном рояле. Удивительно, каким образом композитору удалось сохранить такое ясное и гармоничное, почти детское мироощущение. И это в наше, столь тревожное и лихорадочное время!  Такое впечатление, что он действительно творит в башне из слоновой кости, куда не долетают осколки взрывов от терактов и где ничего не известно о войне в Ираке. Там царит замечательная атмосфера: немного пахнет американским минимализмом, чуть-чуть Китаем и Индией; доносится аромат философских идей Жана Гебсера, а с портрета внимательно смотрит сестра бабушки, которая по семейным преданиям была одной из последних учениц Клары Шуман.

         Парадоксально, но факт: Роберт и Клара Шуман в самом деле приезжали в Тверь в марте 1844 года. Здесь проживал родной брат матери Роберта – Карл Готлиб Шнабель. Дом, где он жил, уцелел до наших дней и находится в районе тверского Затьмачья. А вот усадьба в имении Сосновицы под Тверью не сохранилась. Но зато там от прежних времен осталась роскошная липовая аллея и пруды. 

         Среди остальных концертных программ фестиваля “Ноев ковчег” отмечу литературно-музыкальный концерт “Поэзия А.С. Пушкина на русском и немецком языках”, который был подготовлен тверскими исполнителями, Г. Пономаревым и М. Черной. На фоне звучащих кусочков из произведений классической музыки читались стихи по-немецки (в неизвестном переводе), а также и по-русски. Тем не менее, для меня так и осталось неясным, зачем и для кого надо было читать Пушкина по-немецки? Среди слушателей в зале находился единственный немец и пара преподавателей иностранного языка из Тверского университета. Остальные были обычные русскоговорящие люди. К тому же немецкое произношение актера Георгия Пономарева оставляло желать лучшего…

         Подводя итоги фестивалю, следует сказать, что такие мероприятия, конечно же, необходимы российской провинции. Они консолидируют и формируют музыкальную среду, окормляют публику свежими впечатлениями, открывают новые исполнительские возможности. Однако, тут же хочется оговориться: крайне важным является здесь само отношение к провинциальной культуре и ее представителям —вкусовой отбор концертных произведений, составление программ и их подготовка не должны иметь столь резких качественных перепадов, как в тверском варианте. Местная публика вполне заслуживает уважения, а оно не всегда было ей оказано устроителями фестиваля, как, впрочем, оно не было оказано и некоторым его исполнителям. Но это уже другая тема…

 

нина  дроздецкая

Рецензия опубликована в газете «Тверские ведомости», № 51, 9-15 декабря 2005 г.