Ежегодный, 38-й фестиваль “Музыкальная осень в Твери” открылся 1-го октября в Международный день музыки. “Тверские ведомости” уже сообщали о громадном успехе первого концерта, в котором выступил Государственный академический симфонический оркестр п/у М. Горенштейна. Тем не менее, в пышном золотом маскараде нынешней осени и звездных артистических блестках фестиваля скромное, но достойное место заняло выступление камерного оркестра Тверского музыкального училища имени М.П. Мусоргского. Концерт оркестра состоялся в день Учителя —5 октября, в концертном зале ТМУ.
Уже несколько лет студенческим оркестром руководит главный дирижер двух коллективов филармонии — хора “Русский партес” и оркестра “Российская камерата” — Андрей Вячеславович Кружков. В недалеком прошлом он — выпускник Тверского музыкального училища. На плечами А. Кружкова Московская консерватория и аспирантура по двум специальностям — хоровому и симфоническому дирижированию. Училищный оркестр под его руководством совершенно преобразился и сейчас находится на очень хорошем профессиональном уровне. Наверное отсюда родилась у музыкантов идея дать серию концертов не только в рамках училищной сцены, но и за ее пределами. Например, в Германии. Студенты струнно-смычкового отделения готовили концертную программу все летнее время; по этой причине они даже не уезжали на каникулы — надо было репетировать. В результате ко Дню учителя камерный оркестр музыкального училища представил разнообразную и прекрасно выученную программу. С ней молодые музыканты на днях и отправятся на гастроли в Баварию.
В начале концерта оркестр исполнил “Блестящий дивертисмент на мотивы из оперы ‘Сомнамбула’ В. Беллини” Глинки — сочинение, крайне редко звучащее на концертной эстраде. Оно было создано композитором в 1832 году для фортепиано и струнного оркестра. Музыка дивертисмента содержит характерные особенности глинкинского стиля — романсовость и изящество мелодической линии, жемчужные россыпи фортепианных пассажей, а также меланхоличность настроения, качество, весьма свойственное музыке Глинки.
Удачным образным контрастом дивертисменту явилась “Серенада” Э. Элгара, известного английского композитора, творившего на рубеже XIX-XXвв. Три части Серенады представили иную, отличную от России, музыкальную культуру, ибо на Элгара огромное влияние оказала старинная хоровая музыка и музыкальный фольклор Англии.
В концерте также прозвучали Largoи Allegroдля струнного оркестра Г. Канчели — крупного грузинского композитора советских времен, автора музыки к знаменитому в свое время к/ф “Ханума” и нескольких выдающихся симфоний. Сейчас Гия (Георгий) Александрович живет в Бельгии; в этом году он отмечает свое 70-летие. Сочинения Канчели всегда отличала острота контрастов и динамичность музыкального развития. Эти качества в полной мере чувствовались в исполнении камерного оркестра музыкального училища (партия ф-но И. Васильева).
Программу концерта завершило “Скерцо” ор. 11 № 2 Шостаковича. Сочинение первоначально было создано композитором для струнного октета, а переложение для камерного оркестра сделал известный музыкант Л. Маркиз. Наконец, изящным сувениром напоследок прозвучал “Тверской фокстрот” тверского же композитора Константина Тушенка. Этот фокстрот и заключил программу — чуть с вызовом, но весело и вальяжно.
В училищном концерте выступил также ансамбль скрипачей (рук. Е.В. Филиппова), который исполнил ряд сочинений. Среди них — “Элегия” С. Рахманинова, “Колыбельная и Танец” из балета “Тропою грома” К. Караева, пьеса “На русском празднике” М. Чулаки, Антракт из балета “Раймонда” А. Глазунова. Всю эту обширную программу молодые музыканты повезут в Германию, прибавив к ней несколько сольных номеров и “Элегическое трио” для ф-но, скрипки и виолончели С. Рахманинова.
Субботний вечер 8 октября в филармонии был посвящен творчеству Георгия Свиридова — классика отечественной хоровой музыки. Нынешний год объявлен ЮНЕСКО годом Свиридова и проходит под знаком его 90-летия. Программа концерта производила внушительное впечатление своим исполнительским составом. В ней были заявлены выступления Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова (худ.рук. Г. Дмитряк), камерного хора “Русский партес” и оркестра “Российская камерата” (дир. А.Кружков). В концерте прозвучали хоровые и инструментальные сочинения композитора: “Курские песни” и “Музыка для камерного оркестра” (оба созданы в 1964 г.), а также большая хоровая композиция из семи частей. В композицию были включены хоры acappella, созданные Свиридовым в разные годы жизненного пути: “Молитва” и “Любовь святая” из музыки к драме А.К. Толстого “Царь Федор Иоаннович”, хоры из кантаты “Ночные облака” (на стихи А. Блока), из поэмы “Ладога” (на стихи А. Прокофьева), отдельные хоры на стихи С. Есенина — “Метель”, “Вечером синим”, “Клен ты мой опавший”; И. Северянина — “О России петь…”; Н. Некрасова — “Ты скажи за что, молодой купец”. Постепенно, по мере звучания очертился почти исполинский образ Георгия Васильевича Свиридова — глубоко русского и верующего человека, ощущающего близость с родной землей и переживающего ее боль, как свою.
Наиболее яркие музыкальные впечатления остались:
от кульминации “Курских песен” — эпизода “Купил Ванька себе косу” с хористом, исполнившим свое соло почти в народной манере, которое было поддержано мощным органным звучанием;
от сосредоточенной и трагичной третьей части “Музыки для камерного оркестра”, вызвавшей ассоциации с учителем Свиридова — Дмитрием Шостаковичем;
от молитвы “Богородице Дево радуйся”, прозвучавшей с большой внутренней силой и духовной волей.
Так называлась программа Нани Брегвадзе, с которой она выступила 12 октября в зале филармонии. Нани Георгиевна Брегвадзе — культовая фигура советского времени. Сначала участница грузинского вокального ансамбля “Орэра”, потом певица, прославившаяся замечательным исполнением старинных русских романсов вместе с концертмейстером Медеей Гонглиашвили. Ныне Н.Г. Брегвадзе — нар.арт. СССР, нар.арт. Грузии, лауреат Государственной премии Грузии и премии имени Шота Руставели. Ее манеры царственны, а сценический образ покоряет благородством и женственностью.
Нани Георгиевна происходит из аристократической грузинской фамилии, которая еще в начале XXвека была известна в Грузии своими музыкальными вечерами-салонами. Городская музыкальная культура в Тбилиси была весьма русифицированной: считалось хорошим тоном исполнять русские романсы наряду с грузинскими песнями. Певческая манера Брегвадзе уходит корнями именно туда — в рубеж веков, сохраняя живую традицию. Оттуда и определенная филировка голоса, и голосовой “подъезд” к кульминационному звуку, и декламационный характер исполнения отдельных строф романса. Получается интересный парадокс: оказывается, что старинные русские романсы, которые в России уже утратили бытовое звучание, продолжают свою жизнь в грузинском городском музицировании. “Я вас любил”, “Ах, поцелуй меня”, “Вернись”, “Калитка”, “Чайная роза”, “Караван”, “Cнегурочка” звучат в Грузии и сегодня, звучали они и в концерте наряду со “Снегопадом”, “Песней о Луне” и, конечно — “Тбилисо”.
Большинство слушателей составляли люди старшего поколения, ценящих обаяние голоса грузинской певицы, ее артистизм. Публика буквально засыпала певицу роскошными осенними хризантемами самых разных цветов. В их богатой ароматной гамме черное бархатное платье певицы с белой розой на груди смотрелось особенно элегантно. Но, конечно, вне всяких сравнений оставалась она сама и ее голос — низкий и глубокий, с мягким грузинским акцентом, сообщающем ему особую привлекательность.
Кульминация осеннего фестиваля безусловно состоялась на концерте Г. Гродберга 14 октября. Гарри Яковлевич традиционно играл горячо любимого им Иоганна Себастьяна Баха: Прелюдию и фугу До мажор, хоралы “Из бездны я взываю к Тебе” и “Приди Святой Дух”, труднейшую Пассакалию. Изюминкой программы была органная соната № 4 Й. Райнбергера, немецкого композитора и педагога, современника Брамса и Брукнера. Его творчество ныне почти забыто, и отрадным представляется сам факт возвращения музыки Райнбергера из небытия. Тем не менее, соната запоминается и своим романтически-пылким эмоциональным настроением, особенной певучестью. Она явно перекликается с другим сочинением эпохи романтизма, прозвучавшем в концерте — органной сонатой № 6 ор. 65 Ф. Мендельсона-Бартольди.
После нескольких сочинений, исполненных “на бис”, зал дружно встал, награждая органного маэстро долгими овациями. Слушатели в антракте как один говорили, что постоянно ходят на концерты органного маэстро, стараясь не пропустить ни одного. Замечу, что за почти 15-летнюю концертную деятельность в Твери, Г. Гродберг воспитал свою слушательскую аудиторию. Сейчас ее составляют представители деловой элиты города — банковские клерки, госслужащие, менеджеры, директора небольших компаний. Среди публики на концерте были также студенты музыкального училища, инженеры, архитекторы, т.е. представители городской интеллигенции.
“Я люблю Тверь и ее отзывчивую музыкальную аудиторию, — говорит Г.Я. Гродберг. Иногда в других городах ко мне подходят люди и спрашивают: ‘Скажите, Вы из Твери?’ Среди всех моих наград особенно дорого для меня недавнее присвоение звания ‘Почетный гражданин города”.
НИНА ДРОЗДЕЦКАЯ