2001 год. Ноябрь

В ноябре исполняется 200 лет со дня рождения романсиста-дилетанта, автора знаменитого “Красного сарафана”— Александра Егоровича Варламова. Уже в детстве у него обнаружился хороший голос и десяти лет мальчик был отвезен в Петербург и отдан в хор Певческой капеллы. Здесь на него обратил внимание Д.С.Бортнянский и молодой певец стал его учеником. Варламов самоучкой выучился играть на фортепиано, гитаре и виолончели. Со временем он стал авторитетным учителем пения. В 1840 г. напечатал “Полную школу пения”, которая явилась серьезным вкладом в русскую музыкально-методическую литературу. Параллельно с этим Варламов много сочинял, в основном романсы и песни. Значительная часть его произведений не была опубликована при жизни, и полное собрание песен, романсов и вокальных ансамблей в 12-ти томах было издано уже после смерти композитора в 1848 г. Многие романсы Варламова стали по-настоящему народными, среди них “На заре ты ее не буди” (Фет), “Горные вершины” (Гете-Лермонтов), “Белеет парус одинокий” (Лермонтов), “Что ты рано травушка” (Цыганов).

В связи со знаменательной датой с 13-го по 19-е ноября в Твери будет проходить III-й Всероссийский конкурс вокалистов имени А.Варламова. Прослушивание участников планируется в зале бывшего Дворянского собрания. В рамках конкурса организованы мастер-классы, которые проведут нар.арт. СССР Александр Ведерников и нар.арт. России Лидия Черных. А торжественный заключительный концерт состоится 18-го ноября в зале нашей филармонии.

“Состояние души имеет непосредственное влияние на голосовой орган и есть главная причина голоса, — писал Варламов, — из этого следует, что пение, в благородном значении слова, есть язык сердца, чувства и страсти”. Прекрасные слова, и пусть они вдохновят участников певческого состязания!

 

В ноябре 1934 в гор. Энгельсе родился крупнейший композитор ХХ века — Альфред Гарриевич Шнитке. Его вклад в мировую музыку сопоставим с творчеством Бетховена, Малера и Шостаковича. Шнитке работал в монументальных музыкальных жанрах. Он писал симфонии, кантаты (в том числе “Историю доктора Иоганна Фауста”), Реквием, балеты (в том числе “Желтый звук” и “Лабиринты”). Создал много сочинений в области камерной инструментальной музыки для своих любимых струнно-смычковых инструментов — сонаты, концерты, квартеты. Композиторская судьба Шнитке складывалась нелегко: до середины 1980-х он числился в списке опальной “хренниковской семерки” наряду с С.Губайдулиной  и Э.Денисовым. Его почти не исполняли и не записывали. В это время основным заработком для него становится музыка к кинофильмам “Агония”, “Выбор цели”, “Сказ о том, как царь Петр арапа женил”, “Маленькие трагедии”, “Мертвые души”, “Восхождение”.

Альфред Шнитке — композитор, подробно разработавший в музыкальном творчестве прием полистилистики, когда композитор использует чужой музыкальный стиль (или стили) как средство создания собственного музыкального образа. В этом отношении гениальным примером является его музыка к спектаклю “Ревизская сказка” по Гоголю, где чиновничий мир создается музыкальной стилистикой популярной советской музыки 1950-60-х годов. Этот стиль везде “подан” чересчур — иногда чересчур слащаво, иногда чересчур грубовато…Но в этом музыкальном “чересчур”— бездна вкуса, изобретательности и выразительности! 

В начале 1980-х он приехал в Калинин на авторский концерт, устроенный в рамках филармонии. Шнитке был уже достаточно известен музыкальной аудитории, и зал филармонии оказался забитым до отказа. Альфред Гарриевич с удивлением заметил, что этот авторский концерт для него — первый!

В 1990-е годы Шнитке уехал за рубеж. Однако, его последняя, 9-я симфония в исполнении Г.Рождественского прозвучала именно в России. Вскоре величайший композитор современности Альфред Гарриевич Шнитке скончался. Это произошло  в 1998 г.

 

В ноябре 1829 года родился замечательный музыкант — Антон Григорьевич Рубинштейн — старший из двух братьев Рубинштейнов, сыгравших большую роль в истории русской музыки. Антон Григорьевич основал первую в России консерваторию в Петербурге (1862), Певческую академию и Русское музыкальное общество. Это был человек фантастической работоспособности, кипучей энергии и все и всех объединяющего таланта. Непревзойденный пианист, он помимо концертных исполнений много времени уделял педагогической и просветительской работе. Рубинштейн первым внес идею о необходимости широкого музыкального образования в России, об организации общедоступных симфонических концертов и общедоступной оперы. В конце 1880-х годов прошлого века он подготовил и сыграл цикл “Исторических фортепианных концертов”— 58 (!) концертных программ, в которые вошла фактически вся фортепианная музыка от самого начала до последних современных Рубинштейну композиторских опусов. Причем каждый концерт он играл дважды: утром (бесплатно) для студентов и малообеспеченной, но жадной до музыки аудитории и вечером — обычный, платный концерт. В 1890 г. состоялся Первый Международный конкурс пианистов и композиторов по проекту и на средства А.Г.Рубинштейна. Конкурс проводился каждые пять лет — всего три раза. Мощные просветительские традиции, заложенные Антоном Рубинштейном, по всей видимости, обеспечили жизнеспособность консерватории, и в то же время послужили примером бескорыстного служения искусству многим поколениям русских музыкантов.

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ

 

Опубликовано в газете “Тверская жизнь” № 216, 16 ноября 2001 г.; № 219, 21 ноября 2001 г.