2001 год. Сентябрь

Джон Кейдж— самая экстраординарная фигура в музыке ХХ века — родился 5 сентября 1912 года в Лос-Анджелесе.

Это он сообщил миру, что тишина — тоже музыка, и придумал 4’33” — когда пианист на сцене, вместо того, чтобы играть, все четыре с половиной минуты слушает зал.

Это он придумал подготовленный рояль — когда в струны помещаются разные болты, гайки и прочее, и рояль начинает звучать как загадочный ансамбль перкуссонных инструментов.

Это он создал оркестр шумовых инструментов, где играют на частях автомобильных двигателей, деревянных кубиках, чашках для риса, детских погремушках, сиренах, полицейских свистках и… даже на ослиной челюсти.

Когда Кейджа попросили в двух словах сказать что-нибудь о себе, ответ последовал тут же: «Anopencage(открытая клетка)». Джон Кейдж был убежденным дзен-буддистом и, хорошо осознавая природу мира, как мира иллюзий, решил самоустраниться в своей музыке. Отныне вся композиторская воля, от выбора средств до самого процесса сочинения, переходила к И Цзину — китайской гадательной «Книге перемен». В связи с этим композитор М. Фельдман вспоминал, что его однажды очень удивил педальный гамбит на страницах сочинения Кейджа. Удивительным было даже не то, что благодаря И Цзину обозначения педали пришлись на разделы, где были паузы, удивительным было то, что, обнаружив эту забавную ситуацию, Кейдж сохранил их. Во время исполнения в молчаливом разделе педалью совершались различные движения. Получался парадокс: педаль не аккомпанировала звукам! Она поскрипывала и звучала сама по себе…

В 1988-м он прилетел в Советский Союз на Международный музыкальный фестиваль, который проходил в Ленинграде. В самолете выяснилось, что у него нет визы. Но обезоруживающая улыбка Кейджа помогла преодолеть все таможенные преграды. Казалось, сама судьба заботилась о том, чтобы он и жил так, как думал и писал — без ограничений, в том числе и государственных. Тогда ему было почти 76, а он активно работал, ездил с концертами, писал книги, собирал грибы и играл в бридж. Он ушел из жизни, не дожив нескольких недель до своего 80-летия.

«Подражать Кейджу — все равно, что имитировать удары грома или рост травы. Кейдж побуждает к работе. К новой работе», — сказал о нем другой американский композитор Кристиан Вулф.

 

Фредди Меркьюри, знаменитый солист группы «Queen», тоже родился 5 сентября, но 1946 года. В этом году ему исполнилось бы 55. Если бы… Фредди Меркьюри не умер от СПИДа.

Фаррух Балсар (таково его настоящее имя) был по происхождению персом и исповедовал древнюю зороастрийскую религию, веру огнепоклонников. В соответствии с ее ритуалом он и был похоронен. За несколько дней до смерти он сделал сенсационное заявление для прессы: «Хочу подтвердить: анализ моей крови показал присутствие ВИЧ. У меня СПИД. Я считал необходимым держать эту информацию в секрете, чтобы сохранять спокойствие родных и близких. Однако пришло время сообщить правду моим друзьям и поклонникам во всем мире. Надеюсь, что они присоединятся к борьбе с этой ужасной болезнью». Фредди Меркьюри передал все права на одну из самых великих песен группы «Queen» — «Богемскую рапсодию» — благотворительному фонду Терренса Хиггинса по борьбе со СПИДом.

 

Евгений Светлановродился 6 сентября 1928 года. Его называют самым харизматичным и пафосным дирижёром у нас в стране. Дирижируя ГАСО (Государственным академическим симфоническим оркестром), Светланов исполнил и записал огромное количество произведений. В «Антологии русской музыки», включающей 150 компакт-дисков, прозвучали симфонии Балакирева, Бородина, Глазунова, Рахманинова, некоторые из них — впервые. Светланов исполнил со своим оркестром все двадцать семь (!) симфоний советского композитора Николая Мясковского, к сожалению, сейчас полузабытого. Правда, из-за отсутствия денег эти записи так и не вышли в свет. Дважды Светланов приезжал с концертами в наш город. Несмотря на тесноту филармонической сцены, исполнение 2-й симфонии Рахманинова оставило незабываемое впечатление, особенно ее проникновенная медленная часть.

В апреле из-за конфликта между музыкантами и дирижёром Светланов был уволен с поста руководителя оркестра, где он 35 лет был главным дирижёром. Конфликт возник после того, как финансирование оркестра сошло почти на нет, а худрук Светланов отказывал своим музыкантам в таком способе заработка, как зарубежное турне. Совет трудового коллектива вместе с директором Александром Румянцевым пытались заставить Светланова уйти по собственному желанию, но, в конце концов, он был уволен приказом министра культуры Михаила Швыдкого.

 

Владимир Спиваковродился 12 сентября 1944 года. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии, кавалер ордена Почетного легиона.

В 1979-м основал коллектив «Виртуозы Москвы», который стал самым приглашаемым камерным оркестром в мире в концу 1980-х годов.

В 1989-м организовал Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре во Франции.

В 1994-м создал Международный благотворительный фонд для содействия музыкально одаренным детям. Более 2000 детей уже получили благотворительную помощь фонда.

Выпустил 40 компакт-дисков.

Владимир Спиваков играет на скрипке Антонио Страдивари, предоставленной ему меценатами в 1997 году.

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ

Опубликовано в газете “Тверская жизнь” 6 сентября 2001 г.