Пианисты играют с оркестром

29 января в зале филармонии состоялся концерт, в котором выступили пианисты Константин Лифшиц  и Иван Соколов в сопровождении камерного оркестра “Гнесинские виртуозы” п/у засл.арт.РФ Михаила Хохлова. В концерте звучала музыка И.С. Баха и В.А. Моцарта.

            Жанр двойного концерта получил большое распространение в эпоху барокко, когда творил бессмертный Бах. Ситуация диалога-соревнования солистов и оркестра, которая доминирует в двойном концерте, является типичной и для жанра кончерто гроссо —отсюда происходят не только двойные, но и тройные инструментальные концерты. Однако, в наши дни они звучат не часто —трудно даже сказать почему. Тем более отрадным музыкальным впечатлением было услышать Концерт для двух клавиров Баха (c-moll, BWV1062), двойной клавирный концерт Моцарта (F-dur, K.V. 242) и его же Концертную симфонию для скрипки и альта с оркестром (Es-dur, K.V. 364). В концерте также прозвучал Концерт для одного клавира с оркестром (g-moll) Баха cсолистом К. Лифшицем.

         В первом “баховском” отделении музыкантам удалось создать ощущение захватывающего музыкального потока, в котором все технические приемы рождались как бы сами собой. Спонтанно возникали полифонические диалоги между самими солистами, между ними и оркестром, роились каноны и имитации. Это был настоящий музыкальный гипноз, в котором слушатели пребывали с огромной радостью и удовольствием.

         В отличие от Баха музыкальный мир Моцарта оставил впечатление большей дискретности и диалогичности. Здесь постоянно ощущались структуры вопросов-ответов. В этом отношении особенно запомнилась вторая часть Концертной симфонии. В оригинале она сочинена композитором для скрипки и альта и является шедевром моцартовской любовной лирики. “На властном мотиве трели вместе с могучим мангеймским органным пунктом на cresсendoвнезапно взрываются своенравные страсти, которые, конечно, вполне по-моцартовски, через четыре такта покорно сникают, растворяясь в синкопах и хроматизмах, и, таким образом, подготавливают ласковое вступление обоих солистов, вторгающихся в заключительную партию”,  —так комментирует музыку Герман Аберт, известный исследователь творчества Моцарта. Обратим внимание на замечание о мощном влиянии знаменитого в свое время оркестра, который молодой Моцарт специально ездил слушать в баварский город Мангейм.

         Переложение Концертной симфонии Моцарта для двух фортепиано, сделанное К. Лифшицем и прозвучавшее в концерте, явилось приятным и неожиданным сюрпризом для тверских любителей музыки. Поначалу непривычная интерпретация, убеждала постепенно, но, конечно, хотелось бы послушать симфонию в этом исполнении еще раз.

         Константин Лифшиц регулярно дает концерты в Твери. Многим памятен его прошлогодний концерт, в котором пианист исполнил “Искусство фуги” Баха (см. «Тверские ведомости» за 14-20 апреля 2006 г.). Иван Соколов впервые выступил в нашем городе в ноябре 2005 года, когда сыграл в стенах музыкального училища последнее произведение своего учителя Николая Николаевича Сидельникова —фортепианную сонату “Лабиринты” (см. «Тверские ведомости» за 9-15 декабря 2005 г.). Будем надеяться на дальнейшие встречи с этими замечательными музыкантами, тем более, что очередной баховский фестиваль приближается.

Нина  Дроздецкая

Рецензия опубликована в газете «Тверские ведомости», № 6, 2-8 февраля 2007г.