Обучение музыке – игрушка на потребу?

Осенью минувшего года все музыкальные школы Твери были уведомлены городской администрацией о переходе на режим самоокупаемости с 1-го января 2005 г. Газета “Тверская жизнь” в номере от 11 декабря 2004 г. опубликовала открытое письмо музыкальной общественности города к мэру О.С. Лебедеву под названием “Дополнительное, но необходимое”. Поскольку в режиме самоокупаемости музыкальные школы не смогут функционировать должным образом и удовлетворять потребности юного поколения в музыкальном образовании, в письме выражалась надежда на мирное урегулирование проблемы.

           

            Учительмузыкальной школы Елена Анатольевна Муравьева уже 10 лет обучает игре на скрипке маленьких тверичей. В наш город она переехала из Риги в 1994 году, когда там начались социальные притеснения русского населения. “Я окончила Рижскую консерваторию и работала в музыкальной школе, —  рассказывает Елена Анатольевна. Надо сказать, что в целом система музыкального образования в Латвии ничем не отличалась от российской, поскольку создавалась в советское время как нечто единое. Правда, сейчас, как пишут мне друзья, появились некоторые отличия. Например, школа, где я работала, недавно купила рояль фирмы “Steinway”. (Для сравнения замечу, что рояль этой фирмы звучит в Твери лишь в концертном зале филармонии).   

В 30-50-е годы в СССР сложилась весьма продуманная и отлаженная  система музыкального образования. Она до сих пор считается лучшей в мире и много раз доказывала свою состоятельность. Именно благодаря ей Россия и сейчас еще является признанным лидером в сфере мировой музыкальной культуры. В странах Запада, где преобладает институт частного музыкального образования, обучение музыке понимается как дорогостоящая игрушка на потребу ребенку или подростку. Его лишь слегка приобщают к какому-либо музыкальному инструменту, ничем особенным не утруждая и не занимая. 

В нашей же системе музыкального образования особенно ценным является именно  начальный этап — музыкальная школа, где ребенок приобщается к универсальному языку музыки. Музыка позволяет ему выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Тот духовный вклад, который дает музыка ребенку, невозможно переоценить, а количество ее “музыкальных витаминов” безмерно. Можно сказать, что музыка учит ребенка жить в мире и понимать его язык. Ранее в перспективе предполагалось, что музыкальное образование должно стать достоянием каждого ребенка.

         Сеть музыкальных школ раскидывалась по всей области, почти каждый районный центр имел свою обучающую структуру. Причем обучение музыке велось, да и сейчас ведется как бы объемно, потому что наряду с обучением игре на основном музыкальном инструменте ученику даются основы музыкальной грамоты, прослушиваются произведения классического музыкального искусства; он учится петь в хоре, играть в ансамбле, осваивать дополнительный музыкальный инструмент.

         Много раз отмечалось, что занятия в музыкальной школе повышают восприимчивость и интеллект ребенка на уроках общеобразовательной школы. Кроме того, музыкальная школа формирует среду детского общения, повышает ее эмоциональный и интеллектуальный уровень. И так далее.

         Сейчас в нашем городе сложилась очень непростая ситуация с музыкальными школами. Их в городе три (это немного в сравнении с другими областными центрами). Но городская администрация отказывается оплачивать необходимые материальные затраты школы: аренду помещения, расходы на электроэнергию и содержание аппарата и т.д. Администрация переводит школу в режим самоокупаемости. Одно и главное объяснение этому — в городской казне нет денег. Но ведь и у школы их тоже нет. Единственный выход для нее — резко повысить плату за обучение, а это означает, что огромное большинство семей не смогут платить больших денег за своего ребенка. И тогда музыкальные школы будут вынуждены закрыться. Даже сокращение предметов музыкального обучения не даст необходимой экономии. Что же будет cнашими детьми, куда они подадутся и чем заполнят свой досуг?

“Думается, что некоторым выходом из положения здесь может быть переименование статуса детских музыкальных школ, — размышляет Регина Николаевна Блинова, директор детской школы искусств № 1. До сей поры они значились как структуры, обеспечивающие дополнительное образование школьников. Но мы как раз не являемся таковыми, поскольку даем детям начальное профессиональное музыкальное образование, кроме того, готовим кадры для средних специальных учебных заведений. Если музыкальным школам присвоить статус начального музыкального образования, они переходят в ведение федеральных властей; таким образом  повышается и их значимость и авторитет. Разговор об этом шел уже с конца 90-х годов, вроде бы чиновники с этим согласны, но пока что воз и ныне там.”

…А Елена Анатольевна Муравьева обрела в Твери вторую родину. Ее класс в ДШИ № 1 сейчас числит 16 человек. “Все они мне как родные и все чудесные, — говорит она. В обучении я как бы иду от возможностей самого ребенка и всегда должна найти, за что его похвалить. В конце каждого полугодия устраиваю классный концерт, на котором играет каждый мой ученик и играет те произведения из своей программы, которые он сам выберет. На классный концерт приходят не только родители, но и друзья, и одноклассники моих учеников. Потом мы все вместе организуем сладкий стол. Основной смысл подобного мероприятия   заключается в том, чтобы каждый почувствовал себя концертирующим музыкантом, ощутил, что такое сцена, «поймал» ту огромную радость и удовлетворение, которое она дарит исполнителю. Я никогда не провожу так называемый «разбор полетов» после классных концертов, напротив, ищу и отмечаю положительные моменты выступлений, признаки роста, которые возвышают ученика в собственных глазах.

         Считаю, что обучение в музыкальной школе является также прекрасным средством против оболванивания детей нынешней музыкальной «попсой». Ребенок, который привыкает внимательно слушать самого себя, слушать классическую музыку, не будет отзываться на бессмысленные повторы незатейливых популярных песенок. И к попсовым текстам дурного вкуса он останется равнодушным”, — считает Елена Анатольевна.

         Многие ученики класса Е.А. Муравьевой уже сделали большие профессиональные успехи. Рита Павлова и Надя Грачева (5 класс) стали лауреатами Ярославского открытого  конкурса юных скрипачей осенью минувшего года. Большую помощь в этом им оказала прекрасный концертмейстер музыкальной школы — Наталья Александровна Тузова. В музыкальное училище поступила выпускница класса Е.А. Муравьевой Наташа Перовская. Анна Горшенина и Роман Бородин — теперь студенты Академии музыки имени Гнесиных.

         Наверное, излишне доказывать очевидную истину: музыкальное образование необходимо нашим детям. Возможно, сейчас оно является единственным оплотом противостояния натиску всеобщей коммерциализации — проще говоря, грубой атаке силы денег. Неужели  обучение музыке действительно скоро станет дорогой игрушкой, недоступной большинству детей, а со временем, возможно, и никому ненужной?

Нина  Дроздецкая

Рецензия опубликована в газете «Тверские ведомости», № 2,14-20 января 2005г.