Регент Геннадий Лапаев: Я счастлив, что оказался в церкви и пригодился ей

С 1979 года жизнь Геннадия Никифоровича Лапаева неразрывно связана с храмом. Сначала это была собор Белая Троица, потом Вознесенский собор Твери. Утренние и вечерние богослужения каждый день, без выходных и практически без отпусков, составляют основу профессиональной деятельности церковного регента. За 30 лет служения руководителем церковного хора Г.Н. Лапаев приобрел драгоценный опыт работы с певцами и стал превосходным знатоком церковного Обихода. Параллельно с этим он составлял и редактировал сборники духовных песнопений, а затем и сам стал сочинять музыку для богослужений.

         “Процесс творчества остановить невозможно, — говорит Геннадий Никифорович. Новая музыка рождается, а тексты остаются каноничными. И здесь непозволительно вносить что-то новое без специального благословения на самом высоком уровне. Думаю, это правильно. Церковь должна быть консервативной”.

         В течение последних 15 лет издано более двадцати сборников церковных песнопений под редакцией Г.Н. Лапаева. Среди них — три авторских. Это  “Несложные песнопения Литургии”, “Всенощное бдение” и “Богородичны догматики воскресные” (на “Господи воззвах” 8-ми гласов).

Его песнопения удобны для исполнения; их можно петь не только в четырехголосном, но и в трехголосном варианте, небольшим хоровым составом. Теноров сейчас везде не хватает, поэтому обычный состав церковного хора — два женских голоса и один мужской, басовый. Геннадий Никифорович всегда заботится о том, чтобы голосоведение было певческим, т.е. естественным и практичным. Возможно, поэтому его сборники духовных песнопений популярны среди церковных хоров по всей России.

         “Однажды я зашла к своим друзьям-хористам в Никольскую церковь Воронежа, — рассказывает Любовь Красоткина, – и к своему большому удивлению, увидела у руководителя церковного хора старое, отпечатанное еще на ротапринте, рукописное издание песнопений нашего тверского регента Г.Н. Лапаева. На мой вопрос, как издание попало в Воронеж, тамошний регент ответил: «Мы давно это поем, хорошо на голоса ложится. Точно не знаю, но кажется, Лапаев — один из классиков церковного пения…”

         Геннадий Никифорович Лапаев — составитель и редактор сборников песнопений: “Покаяния отверзи ми двери”, “Обиход церковного пения” (в трех частях), “Задостойники древних напевов”, “Тропари и кондаки двунадесятых праздников” (для детского хора) и многих других.

         В предисловии к одному из сборников Г.Н. Лапаев пишет: “Это сочинение — попытка привнести в церковный репертуар песнопения с малоиспользуемыми ладами народной музыки Среднего Востока: миксолидийским и дорийским. Соединительным и смягчающим экзотичность этих ладов является натуральный минор, традиционный для России. […] Мне кажется, не стоит слишком бояться разного рода «инородных элементов». Русская православная культура настолько мощна, что с легкостью «переварит» любое проникновение извне. Как и русский язык, ничего не потерявший, но, напротив, обогатившийся от привнесения в него в течение столетий тысяч иноземных слов. […] И очень хорошо, что Православная Церковь настолько богата, что настоятель или регент почти не ограничен в выборе репертуара — от архетипов знаменного пения до современного партеса”.

         Авторитет Г.Н. Лапаева среди певцов чрезвычайно высок. По словам Татьяны Соколовой, солистки Тверской академической филармонии, Г.Н. Лапаев — человек, которого можно назвать учителем по жизни. Его влияние столь огромно, сколь и незаметно. “У певцов есть понятие, которое можно определить, как «природная постановка голоса», — размышляет Т. Соколова. Продолжая мысль, могу сказать, что у Геннадия Никифоровича природная постановка ума. Думается, он не только  выдающийся церковный композитор, музыку которого мы поем с большой радостью, но и редкий собеседник, деликатный человек с большим чувством юмора, свободный от таких грехов, как тщеславие и сребролюбие. Благодарю Бога, что Он привел меня в храм. Вот уже на протяжении двадцати лет я имею счастье петь в хоре, которым руководит Г.Н. Лапаев”.

         По мнению певицы хора и преподавателя Тверского музыкального училища Любови Красоткиной, Г.Н. Лапаев является одним из лучших регентов, и не только в масштабах Тверской епархии: “Постепенно все участники  хора Лапаева становятся друзьями и даже в каком-то смысле родными людьми. За десять лет пения на клиросе мне удалось приобрести необычайно ценные профессиональные навыки, поскольку церковная певческая практика приучает к мгновенному ориентированию во время богослужения, когда надо спеть «с листа», без предварительного разучивания, песнопение, ноты которого регент откуда-то извлек, раскрыл и поставил перед тобой на пюпитр. Наш регент — мудрый и тактичный человек. Его совет в затруднительной ситуации почти всегда помогает. На сложные вопросы своего взрослеющего сына я часто отвечаю: «Давай спросим у Геннадия Никифоровича…”

         Г.Н. Лапаев большое внимание уделяет манере исполнения церковных песнопений, справедливо полагая, что предстоящих в церкви по-настоящему впечатляет не виртуозность, а благоговейное и проникновенное звучание хора, при котором не только ум осознает текст, но главное — глубоко чувствует сердце. На вопрос, счастлив ли он, Геннадий Никифорович Лапаев отвечает не задумываясь: “Да, абсолютно счастлив. И, прежде всего тем, что оказался в церкви и пригодился ей”.

         К 50-летнему юбилею Г.Н. Лапаев был награжден орденом cв. равноапостольного Владимира IIIстепени. В 2009 году на Троицу ему исполнилось 55. Поздравляем Геннадия Никифоровича с этой “круглой” датой и желаем ему здоровья, душевного благополучия и духовной радости.

Нина Дроздецкая

 

Опубликовано в газете «Мiрянинъ», № 5, 18 июня 2009 года.