Песнь радости пасхального фестиваля

23 апреля по благословению Владыки Тверского и Кашинского Виктора в Тверской филармонии открылся III Пасхальный фестиваль. В концерте приняли участие ведущие коллективы филармонии: камерный хор “Русский партес” и оркестр “Российская камерата” (худ. рук. и дирижер Андрей Кружков), а также солисты засл.арт.РФ Татьяна Скворцова, засл.арт.РФ Олег Григоращенко, Максим Сальников.

 

В первом отделении прозвучали пасхальные духовные песнопения, русские народные песни и произведения русских композиторов для хора acappella. В концерте были исполнены редко звучащие шедевры отечественной церковной музыки. Торжественно и величаво плыли по залу слова: “Приидите, новаго винограда рождения/Божественнаго веселия нарочитем дни воскресения/Царствия Христова приобщимся/Поющие Его, яко Бога, вовеки”. Автором музыки этого песнопения Пасхального канона является русский композитор второй половины XIXв. Дмитрий Аллеманов.

“Пойте Богу нашему, пойте, Пойте Цареви нашему, пойте!” —радостно возглашали хористы стихи 46-го псалма “Взыде Бог”, музыку к которому написал Степан Дегтярев.

“Се, ныне благословите Господа, вси раби Господни” — эти чеканные слова 133-го псалма как бы подсвечивала музыка церковного композитора Рютова.

Пасхальные песнопения чередовались с произведениями русских композиторов. Слушателям запомнился хор Чайковского “Соловушко”, стихи к которому написал сам композитор. Солист Олег Григоращенко запевал начальную строфу хора из-за кулис. Его голос слышался как бы издалека, однако, проникал, казалось, во все уголки зала и глубины души. Затем к солисту присоединялся хор, распев усиливался, и поток звучания увлекал за собой всех слушателей, от мала до велика.

Впечатлила тверскую публику и “Легенда” Чайковского — безусловный шедевр мастера. На текст А. Плещеева, представляющий перевод старинного английского христианского гимна, Чайковский написал романс и хор:

Был у Христа младенца сад,

И много роз взрастил он в нем.

Он трижды в день их поливал,

Чтоб сплесть венок себе потом.

В концерте также прозвучали “Элегия” В. Калиникова, “Любовь святая” Г. Свиридова (из музыки к трагедии “Царь Федор Иоаннович”) и “Пейзаж” молодого костромского композитора Елены Лебедевой. Небольшой цикл из трех русских народных песен в обработке А. Свешникова “Черемуха”, “В темном лесе”, “У ворот, ворот” был исполнен с блеском и вызвал долгую овацию слушателей. А “на бис” хор п/у А. Кружкова спел совсем неизвестную, но замечательную обработку А. Александрова “Ой, утёнушка моя луговая”. К этому добавлю, что Александр Васильевич Александров провел в Твери 12 лет своей жизни в должности регента архиерейского хора и много сделал для нашего города в сфере музыкального просветительства. Думается, что любители классической музыки вполне могут считать его тверским композитором и гордиться духовными произведениями А.Александрова, созданными в Твери.

         Во втором отделении прозвучал цикл из 18 вальсов И. Брамса под названием “Песни любви”. Вальсы были написаны композитором для 4-х голосов и для фортепиано в 4 руки на тексты польского поэта Даумера. В пасхальном же концерте было исполнено переложение вальсов для хора в сопровождении камерного оркестра. В таком виде “Песни любви” еще не звучали, и это исполнение справедливо было объявлено как премьера.

         Каждая пьеса цикла имеет свой лаконичный сюжет, повествующий о радостях и горестях любви, а все они объединяются ритмом вальса, то легкого и воздушного, то медленного и сумрачного. Слушая “Песни любви” Брамса, начинаешь отчетливо осознавать, откуда произрастают вальсы И. Штрауса, и какую огромную роль играл вальс в культурной жизни Вены — общепризнанной музыкальной  столице Европы XIXстолетия. 

Следующий, завершающий концерт Пасхального фестиваля состоится 8 мая в зале филармонии. Наряду с хором “Русский партес”, в нем выступит праздничный мужской хор Московского Свято-Данилова монастыря. И будет вновь звучать гимн “Тому, чья заповедь —  любовь!”

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ

 

Опубликована в газете «Тверские ведомости», № 18, 30 апреля-7 мая 2009 г.