О театре музкомедии в Калинине

30-е годы ХХ века — период расцвета музыкальной жизни в Калинине. В это время в силу своего географического положения город оказался “за 101 километром”, в нем оседала репрессированная интеллигенция. Близость к обеим столицам обеспечивала приток новых людей, зачастую имевших высшее гуманитарное, в т.ч. и музыкальное образование. Проживание в столице им было запрещено и они искали прибежище поблизости. Культурная жизнь в Калинине 1930-х годов ста  ста становится очень интенсивной. Здесь возникает симфонический оркестр, открывается театр музыкальной комедии, формируются детский городской хор и хоровая капелла.

А. БарсовМузыкальный театр возник в Калинине 1935 году, когда приказом облисполкома от 17 сентября был учрежден театр оперы-музкомедии с базой работы в Большом пролетарском театре. Первые месяцы ушли на репетиции, и уже в январе 1936 г. газета “Пролетарская правда” объявила о первых спектаклях, в том числе оперных. С января по март состоялись премьеры “Фауста” Гуно, “Риголетто” и “Аиды” Верди, “Севильского цирюльника” Россини, “Паяцев” Леонкавалло, “Русалки” Даргомыжского. В этот же период шли оперетты “Роз-Мари” Фримля и Стотхарта, “Фиалка Монмартра” Кальмана, “Ярмарка невест” Якоби, “Штраусиана”.

У театра еще не было постоянного режиссера-постановщика, менялись дирижеры оркестра, формировался исполнительский состав. Поэтому понятны первые рецензии, содержащие много негативного. Нужно учесть и газетный стиль 1930-х годов, предпочитавший акцентировать недостатки явления, нежели отмечать положительные результаты.

Например, в заметке А. Райского “Об оперном театре”, опубликованной в газете “Пролетарская правда”, высказывается много критических замечаний в адрес управляющего УЗП (Управлением зрелищных предприятий) Лундина и директора театра С.Э. Алеева, ответственных за формирование труппы. Райский пишет, что актеры были подобраны в Ленинграде вместо театрального рынка Москвы; что они неопытны и нерепертуарны; за исключением некоторых, все выступали только на эстраде. Он отмечает, что балет сформирован из местных любителей, а театр не обеспечен техническим персоналом: нет режиссера-администратора, помощника режиссера, зав. костюмерной, оперного художника и даже парикмахера[1].

Поэтому в оперных спектаклях —“Аиде” и “Севильском цирюльнике” —А. Райский  обозначает в качестве недостатков прежде всего “безголосье актеров”, низкий уровень балетных выступлений, музыкальную неслаженность и плохое качество художественного оформления”.

В 1937 г. театр музкомедии перешел под начало филармонии и понизился в статусе. Он был переименован в ансамбль оперетты. Скромное название сняло некоторые профессиональные претензии, но улучшений не принесло. К имеющимся проблемам добавилась еще одна: отсутствие помещения для подготовки спектаклей, поскольку в 1930-х годах весь большой коллектив филармонии ютился в кинотеатре “Эрмитаж”.

Вероятно поэтому в 1938 г. музыкальный театр отказался от оперных постановок, сосредоточившись только на спектаклях оперетт. Местная публика любила оперетту, охотно посещала спектакли, почитала своих любимцев. Публика мирилась с недостаточностью музыкантов в оркестре, с малочисленностью хора и не очень качественной подготовкой балетных танцев. Оперетта дарила людям заряд бодрости и оптимизма, мелодичную музыку — а это было  необходимо в то трудное время!

После спектакля Вольный ветерВ 1938 г. к имеющимся в репертуаре опереттам добавились “Жрица огня” Валентинова, “Веселая вдова” Легара, “Голландочка” Кальмана, “Корневильские колокола” Планкета. Все они шли в помещении ТЮЗа.

В статье “Законные обиды работников искусств”, опубликованной в “Пролетарской правде” от 24 марта 1939 г., за подписью депутатов Верховного Совета СССР и РСФСР А. Шавалевой и М. Иванова, об ансамбле оперетты лишь упоминается. Говорится только о том, что о коллективе вообще забыли и за последний год никто в горсовете не интересовался его работой.

Однако, все разворачивалось непредсказуемо, и в предвоенный 1940 год театр подарил калининским любителям музыки несколько полноценных, прекрасно подготовленных спектаклей —“Марицу” и “Сильву” Кальмана, “Свадьбу в Малиновке” Б. Александрова, “Соловьиный сад” Заславского. Они сразу были отмечены местной прессой.

В рецензии на постановку “Сильвы”, написанной Борисом Полевым, констатируется тот факт, что из ансамбля оперетты вырос настоящий музыкальный театр оперетты, “с постоянным, неплохо укомплектованным коллективом, творчески сплоченным, серьезно работающим над созданием общего единого стиля”. Полевой пишет, что в прошлые годы вместо театра была группа актеров, кочевавшая с одной площадки на другую, без хора, без балета, к тому же часто менявшаяся. В “Сильве” же отмечается опытная твердая режиссерская рука постановщика и художественного руководителя В. Ахматова. Запоминается одно любопытное замечание журналиста о трактовке образа Сильвы: “Попытка показать Сильву (М. Писаренко), как протестующую представительницу народных низов, сталкивающуюся с предрассудками и фарисейством аристократии, не удалась. Сильва осталась Сильвой, ресторанной девой и только, и ее разоблачительные реплики виснут в воздухе” [2].

В январе 1940 г. ансамбль оперетты вновь стал именоваться театром музкомедии. Актерами высшей категории в нем были А.В. Киясов, С.И. Разуваев, М.Р. Писаренко, Г.Ф. Генский, Л.Ф. Леонидов. Заметим, что Л. Леонидов и П. Булыгин параллельно являлись актерами театра драмы. Художественным руководителем музкомедии был В.А. Павлов, дирижером —  некто Рамзес, балетмейстером — В.Н. Виноградова, художником — Е.В. Светогоров.

В июне 1940 г. Калининский театр музкомедии съездил на гастроли в Кандалакшу с “Марицей” и в киргизский Токтогул с “Коломбиной” . К этому времени в репертуаре театра уже насчитывалось около десятка названий спектаклей.

Перечислю основной репертуар театра 1940-х годов в соответствии с объявлениями в газете “Пролетарская правда” — “Принцесса цирка”, “Баядерка”, “Сильва”, “Марица” —  Кальмана; “Веселая вдова” и “Голубая мазурка” Легара; “Цыганский барон” Штрауса-сына; “Жрица огня” Валентинова; “Взаимная любовь” С. Каца. И конечно — “Свадьба в Малиновке” Б. Александрова.

Значительное событие произошло в ноябре 1944 г. — в отремонтированном зале Большого Пролетарского театра состоялся спектакль “Марицы”. Режиссером выступил С. Сергеев, дирижером — Н. Закиев, балетмейстером — М. Михайлова. Все отклики были приветственными и одобрительными. Главным же достижением было то, что музкомедии вернули прежнее помещение Большого Пролетарского театра, где можно было заниматься подготовкой будущих оперетт.

Об этом спектакле вспоминал Лев Николаевич Никольский, известный тверской краевед. Он слушал “Марицу” молодым пареньком за несколько дней до своей мобилизации на фронт. Постановка оставила настолько приятное и глубокое впечатление, что запомнилась на всю жизнь.

В архивном отделе ТГОМ хранится пожелтевший листок со списком творческого состава театра музкомедии сезона 1946-47 гг. В нем значится 70 человек (!), в том числе 12 хористов и 16 оркестрантов. Приведу список певцов (по алфавиту). Сначала в нем перечисляется женская группа, затем мужская:

Арская М.М., Карташова А.Н., Лебедева А.Н., Михайлова М.К., Новикова Т.К., Ольская О.М., Писаренко М.Р., Петручи Е.И., Шигер С.А.;

Генский Г.Ф., Зайцев Н.И., Крыжановский Н.Н., Любимов Н.В., Михайлов В.А., Рстакян Л.Я., Сергеев С.С., Сурков Ю.И., Чайковский Н.М., Фролов Л.Н.

Тем не менее, отзывы в газете “Пролетарская правда” о деятельности театра музкомедии были совсем нелестными. Музыковед Наталья Флорентьевна Таубе в статье “Музыкальная жизнь города Калинина” отмечает: “Остро ощущается в городе отсутствие оперного театра. Единственным музыкально-зрелищным предприятием является музкомедия. Но скудный репертуар ее не привлекает зрителя. Музкомедия в течение продолжительного времени ставит «Свадьбу в Малиновке», совершенно отказавшись от постановок других советских оперетт” [3].

Просмотр газетных подшивок за 1947 год подтвердил мнение Таубе. Ни в одной из газет мной не было найдено объявления о спектаклях театра музкомедии. А в “Заметках о музыкальной жизни в Калинине” худрука филармонии Е. Гольдфельда ни словом не упоминается о театре музкомедии, хотя деятельность филармонии анализируется по всем направлениям[4].

По неподтвержденным данным, в октябре 1946 г. театр музкомедии был упразднен, а весь его коллектив переведен в ведомство фабрики “Пролетарка”. Театр стал самодеятельным и таким просуществовал до 1967 г. За последние годы были сделаны новые постановки – оперетты Н. Минха “Ошибка Наташи” и Х. Аветисова “Моя единственная”. Дирижером оркестра первоначально был Н. Закиев, а с 1963 г. – Г. Коротенко.

Нина  Дроздецкая,  КСЕНИЯ  ЛОБАНОВА

Артисты музкомедии на гастролях

На фото артисты театра на гастролях. Слева направо: балетмейстер В. Виноградова, артистка В. Рекова, неуст. лицо, солистка театра М. Писаренко, балерина В. Генская, помощник режиссера и балерина Сашина.

 

 

 

Г. Генский

 

 

На второй фотографии Геннадий Федорович Генский.

 

 

 

 

 

 

Статья опубликована в сборнике “Музыка Тверского края” (по материалам музыкально-краеведческих чтений 2007-2008 гг./ Страницы музыкальной истории Верхневолжья. Вып. 3. С. 167-172.

 

 

[1] Пролетарская правда. 1936, 3 января.

[2] Пролетарская правда. 1940, 21 декабря.

[3] Пролетарская правда. 1946, 25 сентября.

[4] Пролетарская правда. 1947, 22 января.