Сброшенные арбузы расцветали, как розы

из  истории  ансамбля  песни  и  танца  Калининской  филармонии

 

«В 1950-е годы наш ансамбль разросся до 70 человек. Чтобы всех доставить на концерт, нужны были две машины-полуторки. Однажды из воинской части прислали только одну. Что делать? Мы стали забиваться в кузов как можно более плотно. И тут встала другая проблема: куда девать арбузы? Такие вкусные, сахарные, настоящие, степные – почти у каждого. Пришлось сбрасывать их с машины прямо на землю. Арбузы падали,  трескались и рассыпались, обнажая ярко-красное нутро. Они буквально расцветали на глазах.  Как розы…

Для гастролей администратор откупал нам целый вагон. Отдельное купе занимала костюмерша. Сначала костюмы шили сами, но постепенно эти заботы взяла на себя администрация. Потом даже возник казус: мужчинам-хористам костюмы так понравились, что после выступления они прямо в концертной форме отправлялись на танцы. Пришлось на брюки нашить синие лампасы» (Из воспоминаний участников ансамбля песни и танца Калининской филармонии).

         Странно, но факт: о том, что в Калинине при филармонии существовал ансамбль песни и танца, сейчас не помнит почти никто. А ведь за пятнадцать лет существования коллектив объездил чуть ли не всю страну. Все крупные города Прибалтики, Молдавии, Приморского края и Кавказа. Ансамбль выступал в городе Кушка в Туркмении и Самарканде — в Узбекистане; в Южно-Сахалинске и Новгороде, Курске и Ярославле, а также Владимире, Иванове, Угличе, Костроме, Рыбинске, Пскове…

         Ансамбль песни и танцаСостав коллектива, как это обычно и бывает, был достаточно пестрым и текучим: особенно часто менялись музыканты. Чтобы найти нужных, инспектору ансамбля часто приходилось ездить в Москву, на Пушкинскую улицу. Именно там, на узкой московской улочке, был сосредоточен рынок музыкально-рабочей силы. Именно там можно было нанять в ансамбль музыкантов редких специальностей, например, тромбонистов.

         А вот костяк хора быстро сложился из выпускников Калининского музыкального училища. Алексей Веселков, Александра Агафонова, Вера Гордиенко, Руфина Кутузова, Екатерина Шибаева, Зоя Балакирева, Майя Королева, Антонина Груздева — все они были солистами хора. Дирижерами ансамбля песни и танца в разное время были Михаил Зильберборд, Вячеслав Граб, Юрий Чернов, Анатолий Островский.

         В репертуаре ансамбля были в основном песни и танцы: советских композиторов и русские народные, народов СССР и стран народной демократии — так свидетельствует афиша. Звучали «Гимн демократической молодежи», «Ой, туманы мои», «Плещут холодные волны», «Соловьи», «Дорожная», «Амурские волны», «Варяг». А также  — «Попутная песня» Глинки, «Верховина» Кос-Анатольского, «Широкая масленица» Сметаны. Русскую «Барыню» с солистом-басом С. Грищенко исполняли так, что подошвы сами отрывались от земли. Наверное, поэтому «Барыню» всегда бисировали. В первые послевоенные годы обязательным считалось исполнение «Гимна Советского Союза».

         С ансамблем всегда выступала чтица — актриса Нина Верховская-Григорьева, которая прекрасно читала со сцены сказки.

         Помимо хоровых номеров, в концертах звучали вокальные трио и квартеты. Между гастролями участники ансамбля много репетировали. Незаменимым и всеми уважаемым хормейстером и концертмейстером коллектива был Михаил Васильевич Тимофеев. Он разучивал песни с солистами, много работал с хором. В первые годы с певцами-солистами занимались известные в Калинине вокальные педагоги: Мария Эдуардовна Ланская и Елена Осиповна Гаук. Для репетиций использовали залы Дома офицеров и музыкального училища, а позднее снимали помещения в ДК «Металлист».Ансамбль песни и танца при Калининской филармонии

         «Во время гастролей в Приморском крае я смогла навестить могилу своего брата Сергея, — вспоминает Александра Николаевна Ишиева (Агафонова). — О том, что капитан-десантник Сергей Агафонов погиб в 1950 году и похоронен на кладбище села Монастырище близ станции Манзовка, мы с мамой знали из повестки. Но поехать так далеко, конечно, не было возможности. А тут в 1951 году ансамбль приезжает в эту самую Манзовку с концертом в воинской части, и в четыре часа утра нас на месте уже встречают офицеры. Я спросила, далеко ли до кладбища, и сразу же отправилась туда. Бродила я по кладбищу долго, но могилу брата так и не нашла. Только потом нам ее указала квартирная хозяйка Сергея. Могила к тому времени уже провалилась, торчал только столбик со звездочкой, на котором была указана фамилия. Однако, воинская часть не осталась равнодушной к моему горю: уровень могилы подняли, привели в порядок, стали за ней ухаживать.

         Дикий цветок с могилы я привезла маме, но выступать в тот день так и не смогла – душили слезы».

         Концертная жизнь была нелегкой, особенно поначалу. Мария Марминова пришла в коллектив в трудный, послевоенный 1946-й. Боевой характер и незаурядные организаторские способности быстро сделали Машу инспектором ансамбля. Она снабжала исполнителей нотами, собирала хор на репетиции, вела концертные программы, расселяла участников ансамбля в гостинице, обеспечивала транспорт, чтобы везти коллектив на концерт, рассылала авторские гонорары, а иногда даже топила печи в вагоне, где жили артисты во время гастролей. Однажды в срочном порядке потребовалось организовать и провести концерт, и Маша сумела оповестить все сорок человек за два часа до начала.

         «Первые большие гастроли начались в Ставрополе. Время было голодное, и перед нами стояла основная задача — обеспечить ансамбль стабильным графиком концертных выступлений. Один наш концерт стоил пять тысяч рублей, по тем временам деньги немалые, надо было не только их окупить, но и заработать что-нибудь. Здесь нам очень помог бывший первый секретарь Калининского обкома, который в то время работал в Ставрополе, по фамилии Бойцов. Он предложил выступать в воинских частях и подписал с нами договор, дававший гарантийную оплату всех концертов. Тогда в Ставрополе пришлось очень трудно. Мы ездили в самые отдаленные уголки, выступая иногда прямо на песке, на земле, под палящим солнцем. Возвращаясь в Ставрополь, спали прямо в филармонии на расстеленных газетах. Но мы были молоды и достойно переносили все невзгоды и трудности.

         В оплату за свою помощь Бойцов попросил только… картошки. Там, на Ставропольщине она не росла – слишком жарко. И мы дважды мотались домой в Калинин, чтобы привезти мешки с картошкой. Зато после этих гастролей наш статус ансамбля определился – отныне мы выступали в основном у военных».

         Ансамбль песни и танца расформировали в 1959 году. Судьбы его многочисленных участников сложились по-разному. Но до сих пор их связывают отношения дружбы и взаимопомощи, возникшие в те далекие годы. С небольших любительских фотографий смотрят молодые и жизнерадостные лица. Среди моряков на корабле в Клайпеде, на фоне дворцов Самарканда, возле городского канала в Вышнем Волочке, у Креста в честь Романовых на мысе Кушка… 

Нина   Дроздецкая

 

Приношу благодарность Александре Николаевне Ишиевой, Марии Сергеевне Клычковой (Марминовой) и Владимиру Сергеевичу Гордиенко за помощь в работе над статьей.

Статья опубликована в газете «Тверские ведомости», № 40, 15-21 сентября 2006 г.