До событий 1917-го года оперная сцена в Твери существовала главным образом для заезжих певцов-гастролеров и сезонных оперных трупп. В значительной мере гастрольным концертам благоприятствовало выгодное географическое положение Твери, и многие концерты имели место уже хотя бы потому, что путь до Твери и обратно был недолог как из Москвы, так и из Петербурга, кроме того, концерт в Твери можно было дать и проездом. Тем не менее, любители классического вокала в нашем городе не переводились никогда, а гастрольные концерты пользовались неизменным успехом.
Со второй половины ХIХ века в Твери и уездных городах Тверской губернии возникают небольшие общества и кружки любителей музыки и пения. В феврале 1865 года музыкальное общество было учреждено в Твери “для развития музыкальных способностей и познания музыкального искусства”. В числе непременных его членов значатся кн. П.Р. Багратион и полицмейстер А.А. Губченко. Позднее небольшие общества были зарегистрированы в Кимрах, Кашине и Красном Холме. В большом селе Едимоново Корчевского уезда, в имении Н.В. Верещагина состоялась уникальная премьера пьесы с пением “Первый винокур” в 1886 году. Постановка была подготовлена усилиями В.С.Серовой, матери художника В.А.Серова. Валентина Семеновна сама сочиняла музыку, организовывала народные хоры. При поддержке Л.Н. Толстого и деревенской молодежи Едимонова и произошло столь знаменательное событие.
“Тверские губернские ведомости” за 1876 год сообщают о концерте первого тенора Санкт-Петербургской оперной труппы Ф.П. Комиссаржевского, который “как слышно, совершает артистическое путешествие по России с единственной целью —весь сбор, каковой получится от даваемых им концертов, предоставить в пользу бедствующих славян. Здесь в Твери назначен им концерт 24 сего августа и Тверское общество, сочувственно отнесясь к такой гуманной цели, разобрало уже почти все номерные билеты”. Федор Петрович Комиссаржевский, отец известной актрисы, был обладателем небольшого голоса красивого и мягкого тембра. Он считался воспитанником итальянской школы бельканто и пел в Мариинском театре партии Дон Жуана в “Каменном госте” Даргомыжского, Вакулы в опере Чайковского “Кузнец Вакула”, Левко в “Майской ночи” Римского-Корсакова и др.
В октябре 1879 года Тверь с концертом посетила певица-контральто Д.М. Леонова, уроженка Вышнего Волочка. Она приехала вместе с композитором М.П.Мусоргским, который аккомпанировал певице и исполнял сольные концертные номера. Программа концерта знакомила слушателей с шедеврами национальной музыки — творчеством Глинки, Даргомыжского, композиторов “Могучей кучки”. Были исполнены Сцена коронации из оперы “Борис Годунов” Мусоргского (с колокольным звоном), Интродукция из оперы “Руслан и Людмила” Глинки, Ночь на Лысой горе (Видение паробка) из оперы “Сорочинская ярмарка” Мусоргского и Марш петровцев из его только что законченной оперы “Хованщина”. В концерте также прозвучали романсы Глинки, Римского-Корсакова, Балакирева и Шумана. Дарья Михайловна Леонова приезжала в Тверь еще раз — весной 1880 года. Рецензент газеты писал: “Какими жалкими являются предыдущие концерты в сравнении с концертами Леоновой и Мусоргского, хотя и данными в том же Дворянском собрании”. Публика не отпускала музыкантов со сцены. “Сверх программы, —говорилось в рецензии, —Леоновой пришлось спеть семь пьес…После исполнения г-жой Леоновой вокальных сочинений Мусоргского каждый раз был вызываем автор”.
Певица-контральто Е.А.Лавровская выступила с концертом в Твери 17-го ноября 1881 года (ей аккомпанировала С.А. Малоземова). Елизавета Андреевна была родом из Кашина, училась в Петербургской консерватории у Г.Ниссен-Саломан. Именно она подала Чайковскому мысль написать оперу на сюжет “Евгения Онегина” Пушкина. В Твери Лавровская была проездом. Рецензент газеты “Тверские ведомости” пишет: “При первом известии все места были уже абонированы и в назначенный вечер нельзя было достать билета; зало дворянского дома, довольно поместительное, со всеми местами за колоннами и на хорах, было переполнено публикою, несмотря на довольно возвышенную плату за места. Лавровская восторженно была встречена; все исполненные ею пьесы вызывали неумолкаемые аплодисменты и Лавровской был поднесен великолепный букет из живых цветов, нарочно для того выписанный из Москвы. Нельзя не пожалеть, что г-жа Лавровская не доставила удовольствия еще послушать прекрасного ее пения”.
Концерты Л.Собинова и Ф.Шаляпина состоялись в ноябре 1901 года. Их выступление вновь прошло в Дворянском собрании, и прошло с исключительным успехом. Обоим певцам был оказан самый восторженный прием. Зал был переполнен. “Концертантам пришлось, конечно, много петь сверх программы, —писала газета, —а сбор с каждого концерта превысил 1000 рублей”.
Звездный список гастролеров заключает концерт четы Фигнер в феврале 1901 года. Центральной фигурой здесь был, конечно, сам певец, Николай Николаевич Фигнер. Послушать знаменитого тенора, первого исполнителя партии Германа в “Пиковой даме” Чайковского, собралось множество публики. И снова —огромный успех, шумные овации. Такой восторженный прием наверное побуждает каждого певца петь сверх программы, тем более, что тверская публика прекрасно была наслышана об оперных партиях, спетых Фигнером. Это и Ленский в “Евгении Онегине”, и Водемон в “Иоланте”, и Дубровский, Хосе, Альфред, Герцог, Лоэнгрин, Отелло…
Оперные сцены начали ставиться на тверской сцене лишь с конца ХIХ века. “Тверские ведомости” за 1882 год извещают об исполнении оперы “Демон” Рубинштейна в театре Морозовской фабрики. Конечно, о полной постановке оперы не могло быть и речи, исполнялись только некоторые сцены. Но сам факт звучания оперы в Твери представляется весьма красноречивым. Впоследствии на тверской сцене прозвучали сцены из опер “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила” Глинки, “Аскольдова могила” Верстовского, “Орлеанская дева” Чайковского, “Юдифь” Серова и др.
15-го апреля 1884 г. в Твери, в зале Благородного собрания выступили артисты Русской оперы: М.С. Пливинская (сопрано), З.В. Коншина (меццо-сопрано), В.К. Ковров (тенор) и И.В. Матчинский (бас). Концерт, или, точнее, оперные сцены, т.к. исполнители были в костюмах и пели среди декораций, безусловно, удался. Прозвучали сцены из опер “Фауст” Гуно и “Фаворитка” Доницетти. Предполагался и второй концерт, в котором должны были идти сцены из оперы “Жизнь за царя” Глинки, но этот концерт был отменен, о чем многие тверские поклонники оперного искусства очень сожалели.
Постепенно в Твери налаживалась и собственная музыкально-театральная жизнь, формировалась музыкальная среда. В 1890 году в мае за Тьмакой открывается так называемый “Семейный сад”, в котором даются драматические и опереточные представления. Тут же складывается товарищество артистов, во главе которого становится А.А. Кегель-Королев. В составе труппы Любомирская и Павловская, Новиков и Степанов, а также Ледковская, Александрова, Веселовская, Добровольская, Базалевская, Алякринский, Бабин, Григорьев, Петров, Кригер, Заблоцкий, Балашов. В большинстве здесь участвовали театральные артисты с музыкальным слухом и голосом —поющие актеры. В саду играл оркестр 8-го Московского гренадерского полка п/у Саула. Оркестр был представлен полным составом, в который входила струнная и духовая группа. Спектакли и гулянья предполагались три раза в неделю. Для этого специально подновили летний театр в городском саду.
Торжественный концерт —встреча Нового года состоялся 31-го декабря 1895 г. в зале библиотеки Морозовской фабрики. В числе исполнителей значатся С.И.Стрижева, И.В.Пименов и хор, а в программе —арии и сцены из опер Бизе, Глинки, Даргомыжского, Верди. Любопытная особенность афиш того времени —в одном ряду с вечными классиками стоят имена малоизвестных авторов. Например, между Глинкой и Даргомыжским упомянут некий Шларман. В другой афише после фамилии Направника (имя не указано) следует незнакомый Хельнунд с именем Отто. Далее —Рубинштейн в компании с Данилевской и Вильбоа, Фогелем и т.д.
В январе 1896-го в Твери состоялось сразу три оперных премьеры в зале Общественного собрания. 2-го —“Кармен” Бизе, 3-го —“Демон” Рубинштейна, 7-го —“Русалка” Даргомыжского. “Кармен” и “Демон” помечены в афишах как первые исполнения. Видимо, исполнение сцен из “Демона” в 1882 году изгладилось из памяти тверитян, а “Русалка” уже ставилась в Твери. Однако, упоминаний об исполнении “Русалки” до 1896 года не сохранилось. Все эти оперы были поставлены при участии Товарищества артистов русской оперы Московских театров п/у Н.Н. Алмазова и арт. Кателли. Понятно, что товарищество —временная структура, организованная для разовых поездок певцов и актеров в провинцию. В самом конце ХIХ века товарищества возникали и распадались в больших количествах. Иногда в таких провинциальных гастролях участвовали и известные певцы. Например, в сентябре 1902 года в Твери партию Кармен пела солистка Московской частной оперы В.Н. Петрова-Званцева. В архиве музея им. Глинки в Москве сохранилась афиша о вышневолоцком концерте 6-го августа 1904 года с участием оперных певцов Л.Донского и П.Тихонова. К слову сказать, Лаврентий Дмитриевич Донской в 1904 году был солистом Большого театра. Впоследствии у него учился Н.М. Сидельников —известный тверской певец и дирижер.
1-го декабря 1901 года в театре при фабрике “Товарищество “Тверская мануфактура” состоялся оперно-драматический спектакль “Пиковая дама” Чайковского в постановке Н.П. Кошельницкого. Кошельницкий —руководитель хора и режиссер-постановщик —некоторое время работал в “Товариществе русской Частной оперы”, которое организовалось в рамках Частной оперы Мамонтова после его ареста в 1899 году. Успех театра Мамонтова, на подмостках которого пел Ф.Шаляпин, дирижировал С.Рахманинов, для которого писал оперы Н.Римский-Корсаков, декорации —К.Коровин и И.Левитан, сменился периодом спада активности. Мамонтов был разорен и покинул театр, а энтузиасты театрального дела пытались спасти театр от гибели. В этих условиях были предприняты попытки постановок новых опер и гастролей по провинции. Тверь была в числе тех крупных провинциальных центров, который одним из первых познакомился с репертуаром бывшей Частной оперы Мамонтова. За “Пиковой дамой” последовали оперы “Риголетто”Верди, “Русалка” Даргомыжского, “Кармен” Бизе и “Фауст” Гуно. Все эти постановки прошли на протяжении 1902 года.
Таким образом, Тверь к моменту событий 1917 года была городом, в котором активно шла музыкально-театральная жизнь, складывались свои слушательские и исполнительские традиции, формировалась музыкальная среда. Именно музыкальная аура города сделала возможным появление на оперной сцене своих талантов, а музыкальная среда давала “социальный заказ” на оперные постановки собственными силами, которые вскоре и последовали.
Когда читаешь страницы музыкальной хроники других российских губерний, например, Тамбовской, то обращаешь внимание на общность многих фактов с нашей Тверской губернией. Н.Емельянова в своей книге “Музыкальные вечера”, вышедшей в Воронеже в 1977 году сообщает о том, что в мае 1884 года в Тамбове открылся Семейный сад (в Твери в 1890 году). Так же, как и в Твери во время антрактов в саду играл оркестр гренадерского Сибирского полка. Особый интерес у публики в этом же году вызвала пьеса Сухонина “Русская свадьба”, в которой точно воспроизводились свадебный обряд и обычаи допетровской Руси. В Твери эта пьеса была поставлена в 1903 году тверским музыкантом Ф.О. Лашеком и шла она на сцене театра Морозовской фабрики. Во время представления народные песни пел хор фабричных служащих. А вот оперные представления в Тамбове состоялись позже, чем в Твери. Лишь в 1908 году туда приехали артисты оперного театра С.И.Зимина и Большого театра и привезли “Аиду”, “Фауста”, “Кармен”, “Гугенотов”, “Евгения Онегина”, “Жизнь за царя” и “Руслана и Людмилу”. Общество любителей музыкального и драматического искусства” возникло в Тамбове значительно позже тверского, в 1879-м. Зато общество считалось отделением РМО и при нем были открыты музыкальные классы, где обучали игре на фортепиано, скрипке и виолончели. В Тамбове в 1893 году пел Н.Фигнер, в 1901 – Ф. Шаляпин, а в 1911 – А.Нежданова.
Нина Дроздецкая
Статья опубликована в газете “Тверские ведомости”, № 9, 31-января-6 февраля 2003 года.