16 баховский фестиваль. Бах и великие итальянцы

22 марта в рамках XVIбаховского фестиваля в зале филармонии состоялся концерт с участием засл.арт.РФ Татьяны Скворцовой и засл.арт.РФ Александра Князева. Нынешний фестиваль носит название “Бах и великие итальянцы”. Он открылся 14 марта.

         А. Князев, великолепный виолончелист и лауреат конкурса Чайковского, в этом концерте выступил органистом. В этот вечер звучали как известные, так и редко исполняемые произведения И.С. Баха.

Хоровые песнопения, в переложении для органа именуемые хоралами — “Приди, Спаситель народов” и “Отец наш небесный” отличались своим печальным и сосредоточенным настроением. Оно еще больше усилилось в исполнениях двух сопрановых ариях из “Страстей по Матфею”, выразительно исполненных Татьяной Скворцовой — “Сердце, плачь!” и “От любви умирает Спаситель”.

Страсти (Пассионы) в протестантском богослужебном Обиходе исполняются в Страстную неделю и длятся несколько часов. Исполнение “Страстей” предполагает огромный исполнительский состав до 70 человек. Они состоят из множества хоровых и сольных эпизодов, которые звучат в сопровождении органа.

Программа концерта включала и достаточно редко исполняемые произведения Иоганна Себастьяна Баха для органа. Например, три Шюблеровских хорала, прозвучавших в начале второго отделения. История донесла до нас только фамилию гравера и издателя баховских сочинений — некоего Шюблера из города Целле.

Или 8-й контрапункт из “Искусства фуги” — грандиозного последнего произведения великого полифониста. В нем фуги записаны в виде партитуры  на многих строчках и названы Бахом контрапунктами.

Или две трио-сонаты, первоначально написанные композитором для трех музыкальных инструментов, и затем переложенные для органа.

Музыку Баха удачно дополнили сочинения великих итальянцев — “Ария” Вивальди для сопрано и органа (“DomineDeus”) и “Ария” Перголези из его знаменитой кантаты “StabatMater” (“Мать скорбящая стояла”).

Нина Дроздецкая