16 баховский фестиваль. Концерт барочной музыки

3 апреля в рамках XVI фестиваля «Бах и великие итальянцы» в зале филармонии состоялся концерт. В программе музыка И.С. Баха и одного из его сыновей Филиппа Эммануила.

            Общеизвестным является тезис о том, что Бах своим творчеством завершил эпоху барокко — художественное направление в музыке, продолжавшееся почти полтора столетия. На всем его протяжении сложились определенные музыкальные жанры, например оркестровый — кончерто гроссо, или инструментальный — соната и концерт. С эпохой барокко связано и звучание музыкальных инструментов, которые сегодня именуются  старинными, например, клавесина, виолы, лютни. Музыка эпохи барокко имеет свой аромат, может быть, поэтому ее так любят играть профессиональные музыканты. Она имеет и своих слушателей-ценителей, которые обязательно посетят концерт барочной музыки. В число таких счастливцев удалось попасть и мне.

Виолончелист Марк Дробинский уже несколько лет подряд приезжает в Тверь на баховские фестивали. В этот раз он выступил вместе с французским клавесинистом Жоржем Киссом. Оба в свое время учились у маститых музыкантов-исполнителей: М. Дробинский — у Мстислава Ростроповича, Ж. Кисс — у Изабель Неф. Однако, это, конечно, не главное. Главное заключается в том, что музыканты подарили тверским слушателям такой праздник музыки, который случается нечасто. Помимо высокопрофессионального исполнения, на концерте царила восторженная радость от совместного музицирования. И ее не могли не разделить слушатели, собравшиеся в зале.

         Расскажу все по порядку. В первом отделении играли солисты. В исполнении Ж. Кисса и М. Дробинского прозвучали две сонаты из трех, созданных Бахом для клавесина и басовой виолы да гамба — До мажор и Ре мажор. В концерте партию басовой виолы играл виолончелист. Между сонатами прозвучала сюита №5 из цикла Французских сюит для клавира, которую к тому же и сыграл французский музыкант Жорж Кисс.

Поскольку филармонический клавесин небольшой и обладает приглушенным тембром звучания, устроители концерта решили увеличить силу звука и поддержать клавесин микрофонами, которые поместили прямо над струнами, под приподнятой крышкой инструмента. Однако, ожидаемого результата, к сожалению, не получилось. Оба инструмента как бы разделились на два отдельных звуковых плана. Россыпи клавесинных пассажей доносились из колонок, расставленных по сторонам сцены, а мягкий бархатный виолончельный бас звучал прямо с нее. В результате из аккомпанирующего инструмента виолончель превратилась в ведущий, и это скорее нарушало задуманный композитором баланс звучания, нежели создавало что-то новое.

Однако, музыка Баха доказала, что и в таком экспериментальном  варианте она остается музыкой, а дружные аплодисменты слушателей подтвердили это.

Во втором отделении на сцену вышли молодые музыканты оркестра Тверской филармонии «Российская камерата». Вместе с солистом Ж. Киссом они исполнили очень известный концерт Иоганна Себастьяна Баха для клавесина с оркестром № 3 Ре мажор, а с М. Дробинским другой концерт, совсем неизвестный (Си бемоль мажор) одного из баховских сыновей, Карла Филиппа Эммануила, при жизни весьма знаменитого, которого современники называли «гамбургским Бахом».

Художественным руководителем и дирижером «Российской камераты» уже несколько лет является Андрей Кружков. Благодаря его настойчивой и кропотливой работе, коллектив  сейчас достиг прекрасного профессионального уровня. Звучание оркестра отличается сбалансированностью, хорошей фразировкой, а самое главное — единым музыкальным дыханием и осмысленностью музыкального исполнения.

Великолепный мастер своего дела, опытный солист Марк Дробинский играл с тверским оркестром в этот вечер с видимым удовольствием и удовлетворением. Между авторитетным виолончелистом и молодыми музыкантами порой возникала забавная театральная ситуация, когда ретивая оркестровая молодежь как бы вовлекала в соревнование неторопливо шествующего куда-то маэстро, и он начинал с азартом и увлечением демонстрировать чудеса виртуозной техники. Потом как бы спохватывался и вновь обретал утраченную было степенность и чинность.  

Музыканты построили свою программу в полном соответствии с названием фестиваля — «Бах и великие итальянцы». На bisМарк Дробинский великолепно сыграл «Рондо» Луиджи Боккерини, действительно великого итальянца эпохи барокко.  

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ

Рецензия опубликована в газете «Тверские ведомости», № 15, 11-17 апреля 2008 г.