18 баховский фестиваль. Наш человек из Парижа: Марк Дробинский

20 марта в рамках очередного, XVIII-го по счету, баховского фестиваля состоялся концерт виолончельной музыки. Солистом в нем выступил Марк Дробинский, который на протяжении нескольких лет постоянно приезжает в Тверь с концертами. Тверская публика всегда восторженно принимает музыканта, у которого уже сформировался свой круг почитателей.

Так сложилась судьба Марка Дробинского, что в ней тесно переплелись традиции русской и французской музыкальных культур. Воспитанник Мстислава Ростроповича в классе Московской консерватории, он является достойным наследником его исполнительской школы. М. Дробинский увлеченно пропагандирует не только музыкальную классику, но и открывает слушателям творчество композиторов современности.

В программу тверского концерта наряду с популярным ля минорным концертом К.Сен-Санса, музыкант включил редко исполняемую  виолончельную сонату Ф. Пуленка. Музыка Франсиса Пуленка прозвучала на удивление свежо и современно, в очередной раз убедив в оригинальности стиля композитора французской “Шестерки”. Именно так, по аналогии с русской “Пятеркой”, т.е. балакиревским кружком “Могучая кучка”, называли себя молодые французские музыканты-авангардисты в 1920-х гг.  

Кульминацией всего вечера явилось исполнение большого и законченного фрагмента из квартета О. Мессиана “На конец времени” под названием “Хвала вечности Христа” (в транскрипции для камерного оркестра). Музыка Оливье Мессиана, глубоко верующего христианина-католика, не потерявшего религиозной убежденности даже в условиях концлагеря, имеет сильное воздействие и сейчас, спустя много лет после ее создания. Она и сегодня впечатляет светом истинного умиротворения и тихим восторгом молитвы. Солисту Марку Дробинскому и музыкантам оркестра удалось достичь полного слияния – сочинение Мессиана прозвучало буквально на одном дыхании. 

В конце первого отделения М. Дробинский исполнил “Блестящий полонез” Ф. Шопена для виолончели и фортепиано (партнером по ансамблю выступила пианистка Ольга Орлова). Это сочинение — одно из самых ранних произведений великого польского романтика; оно имеет несколько исполнительских версий, сделанных как виолончелистами, так и композиторами. “Шопен — наполовину француз, — с улыбкой прокомментировал свое исполнение М. Дробинский, — не будем забывать об этом. Кроме того, большую часть своей жизни он прожил в Париже. Следовательно, Шопен вполне может считаться «нашим человеком» и быть достойным гостем на фестивале ‘Бах и музыка Франции”. Добавлю к этому, что полонез был исполнен с истинным французским шармом и горделивым польским блеском — он завершил первое отделение концерта.

Во втором отделении прозвучала неторопливая и задумчивая “Ария” И.С. Баха из оркестровой сюиты № 3 в исполнении камерного оркестра Тверской академической филармонии “Российская камерата” п/у Андрея Кружкова. А “на бис” Марк Дробинский сыграл очаровательного “Маленького белого ослика” Ж. Ибера. Фланирующей походкой истинного парижанина “ослик” прошествовал по сцене, а тверская публика наградила музыканта долгими и благодарными овациями.

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ

Опубликована в газете «Вече Твери» от 26.03.10