18 баховский фестиваль. Обзорная рецензия

         Он проходил под названием “Иоганн Себастьян  Бах и музыка Франции”, включал 9 концертов и собрал 4 тыс. слушателей. Для Твери, города с   полумиллионным населением, это достаточно увесистая цифра, свидетельствующая о том, что для настоящих ценителей высокой музыкальной классики финансовый кризис — не помеха.

Баховские фестивали устраиваются в Твери каждый год, начиная с 1993. С 1995 они становятся тематическими, т.е. проводящими музыкально-художественные параллели между Бахом и — Генделем (1999), Вивальди (2000), венскими классиками (2002), композиторами  ХХ века (2004-05), музыкой немецкого романтизма (2007). Особый статус в рамках фестиваля приобретает концерт в День рождения И.С. Баха, 21 марта. Традиционно в нем выступает патриарх российской органной исполнительской школы, народный артист России Гарри Гродберг, который является одним из инициаторов баховского фестиваля в Твери. На последнем фестивале Г. Гродберг представил целую плеяду французских органистов — от Луи Клерамбо, родившегося на 10 лет старше Баха, до Жозефа Гелена, церковного композитора второй половины XXстолетия.  

2010 год объявлен  в России годом Франции, а во Франции — годом России; отсюда и название фестиваля. Его концертная программа широко и разнообразно представляет французскую музыкальную культуру в контексте баховской музыки.

Русско-французские музыкальные связи складывались на протяжении столетий. Клод Дебюсси, Морис Равель, Поль Дюка и другие французские композиторы проявляли живой интерес к русской музыке, изучали и испытывали влияние Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова, Александра Бородина. Глубокий след в музыкальной жизни Франции оставили концерты русской музыки во время Всемирной выставки в Париже в 1889 г.; оперные и балетные спектакли, с 1908 г. организованные Сергеем Дягилевым под названием “Русские сезоны”. В них участвовали выдающиеся русские артисты — Федор Шаляпин, Анна Павлова, Вацлав Нижинский. “Русские сезоны” не только познакомили французов с отечественной  музыкой, но вызвали к жизни ряд новых музыкальных шедевров. Среди них — балеты Игоря Стравинского “Жар-птица”, “Петрушка”, “Весна священная”. По заказу Дягилева написали свои музыкальные произведения французские композиторы Эрик Сати, Жорж Орик, Франсис Пуленк, Дариус Мийо.

На тверском фестивале Францию представлял виолончелист Марк Дробинский. Так сложилась его судьба, что в ней тесно переплелись традиции русской и французской музыкальных культур. Ученик Мстислава Ростроповича, М. Дробинский — достойный наследник его исполнительской школы. Он с увлечением пропагандирует не только классическую музыку, но и открывает слушателям музыку нашей современности — творчество Анри Соге и Анри Дютийе; Альфреда Шнитке и Софии Губайдулиной. В тверском концерте музыкант исполнил ля минорный виолончельный концерт К. Сен-Санса и  сонату Ф. Пуленка для виолончели и фортепиано (партия ф-но — Ольга Орлова).

Кульминацией всего виолончельного вечера явилось исполнение большого и законченного фрагмента из квартета О. Мессиана “На конец времени” под названием “Хвала вечности Христа” (в транскрипции для камерного оркестра). Музыка Оливье Мессиана, глубоко верующего христианина-католика, не потерявшего религиозной убежденности даже в условиях концлагеря, имеет сильное воздействие и сейчас, спустя много лет после ее создания. Она и сегодня впечатляет светом истинного умиротворения и тихим восторгом молитвы. Солисту Марку Дробинскому и музыкантам тверского оркестра “Российская камерата” п/у Андрея Кружкова удалось достичь полного слияния — сочинение Мессиана воспринималось единым целым.

         На открытии фестиваля прозвучали два наиболее популярных баховских концерта для клавира — ре минорный в исполнении заслуженного артиста РФ Александра Гиндина, и фа минорный, который сыграл народный артист СССР Николай Петров. Особенно впечатлила слушателей вторая часть фа минорного концерта, когда солист и оркестр словно дышали одним дыханием. Неспешный темп концерта настолько увлек слушателей в совместное музыкальное размышление, что иногда казалось — за роялем сидит сам великий Иоганн Себастьян Бах.

         “Карнавал животных” Сен-Санса прозвучал во втором отделении концерта настолько “вкусно”, изобиловал таким количеством музыкальных “изюминок”, что вызвал настоящую бурю оваций у тверской публики. Царственно рычал лев в “Королевском марше”, бестолково носился в фортепианных гаммах “Дикий осел”, на теме канкана из Оффенбаха неторопливо шествовали куда-то “Черепахи”. Грациозным старался выглядеть “Слон” (соло на контрабасе — Виталий Барменков) и проникновенно гадала “Кукушка в глубине леса”; с фанатичным упорством играли фортепианные упражнения “Пианисты”, а вокруг них резвились пернатые, воздушными флейтовыми пассажами перепархивая с одного места на другое (“Птичник”). Отдельное выступление принадлежало “Лебедю” (соло на виолончели — Александра Павлова), а заключал эту неподражаемую “Зоологическую фантазию” бодрый и жизнерадостный “Финал”, который по единодушному требованию слушателей был повторен “на бис”.

         “Тверской оркестр «Российская камерата» сейчас поддерживает высокий, даже столичный статус, — заявил на пресс-конференции для журналистов Н.А. Петров. — Хочу сказать, что наличие хороших музыкантов в оркестре еще не означает того уровня, о котором говорят, что это хороший оркестр. Чтобы он действительно стал таковым, с оркестром надо работать. Надо творить его организм, шлифовать звучание, неустанно совершенствоваться. Так вот, заявляю, что  “Российская камерата” — действительно хороший оркестр. Я утверждаю это со всей ответственностью, и уже пригласил музыкантов к участию в фестивале «Музыкальный Кремль», инициатором и учредителем которого являюсь сам”.

         Традиционными для тверского баховского фестиваля являются концерты солистов и коллективов Тверской академической филармонии. В них принимают участие солисты: заслуженная артистка РФ, певица Татьяна Скворцова, заслуженный деятель искусств РФ Татьяна Сергеева (орган и фортепиано), лауреат международных конкурсов Максим Сальников (баян). Наряду с камерным оркестром “Российская камерата” в концертах выступает камерный хор “Русский партес” (дирижер Андрей Кружков). Оба коллектива в недавнем прошлом награждены премиями Центрального федерального округа, причем хоровой коллектив — в связи с 20-летием творческой деятельности (2009). В его исполнении на фестивале прозвучала кантата Ф. Пуленка “StabatMater”.

         Концерт “Молодые дарования Тверского края” продемонстрировал разнообразие и яркость юных музыкальных талантов. Здесь и фортепианный дуэт Елизаветы Малышевой и Александра Кутузова, блистательно исполнивших “Бразильеро” Д. Мийо из его cюиты “Скарамуш”; и выступление совсем юного стипендиата — гитариста Виталия Ваваева из Вышнего Волочка с пьесой “Буррэ” И.С. Баха; и популярная во все времена “Кукушка” Л. Дакена, чудесно прозвучавшая в переложении для балалайки в исполнении Игоря Копничева.

         Значительным достоинством концерта польского органиста Марека Стефаньского явилось то, что в нем была представлена современная французская органная музыка. Наряду со знаменитым О. Мессианом, в исполнении М. Стефаньского прозвучали сочинения композиторов, которые почти не известны современному слушателю. Это музыка Жана Лянглэ и Гастона Литэза. “Когда меня спрашивают, в какой стране мира самая лучшая слушательская аудитория, я с чистым сердцем отвечаю: в России, — сказал после концерта Марек Стефаньский. — А где в России? — Ну конечно же, в Твери!”

         Исполнение одной из последних хоральных прелюдий Баха “Возлюбленный Господь, мы — здесь” М. Стефаньский посвятил жертвам недавней трагедии в московском метро.        

“От Баха до “Битлз” — так назывался концерт ансамбля солистов “Эрмитаж” (худ. рук. Алексей Уткин), который состоялся 1 апреля. Акцентом программы стала “Сюита на темы Beatles” Валерия Гроховского, в которой приняли участие все музыканты и прозвучали многочисленные музыкальные цитаты, в том числе и баховские.

В заключительном концерте фестиваля “Бах и музыка Франции” выступил симфонический оркестр “Русская филармония” (дирижер нар. арт. РФ Максим Федотов). Концертная программа была весьма насыщенной. В первом отделении прозвучали Двойной скрипичный концерт И.С. Баха ре минор в исполнении Максима и Петра Федотовых, а также “Концерт для ф-но, скрипки и струнных” Э. Шоссона, в котором партию фортепиано исполнила Галина Петрова.

Во втором отделении звучали шедевры оркестровой музыки: “Прелюдия к послеполуденному отдыху фавна” К. Дебюсси, увертюра “Римский карнавал” Г. Берлиоза и “Болеро” М. Равеля. Тверская публика с воодушевлением приветствовала музыкантов — весь зал встал в единодушном порыве, наградив исполнителей благодарной овацией.

“Музыка разрушает барьеры между людьми, создает ценнейшие музыкальные партнерства и содружества. Музыка демонстрирует безграничные возможности человечества отражать мир, в котором мы живем, и оказывать на него влияние, — сказал в своей речи главный устроитель фестиваля, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Боярский. — Объявляю название следующего фестиваля, который состоится в Твери в следующем году — «И.С. Бах: Из Старого Света — в Новый…»

На древнюю Тверскую землю снова придет весна, а вместе с ней очередной фестиваль. И снова музыка гениального Баха зазвучит в марте, пробуждая природу, надежду и мечты в наших сердцах.

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ

В сокращенном варианте опубликована в газете «Музыкальное обозрение», №3, 2010 г.