19 баховский фестиваль. Тверская музыкальная весна в разгаре

«И.С. Бах: из Старого Света — в Новый»: под таким названием в Твери прошел очередной, XIX-й фестиваль баховской музыки. За прошедшие годы фестиваль стал важным событием в жизни не только тверичей, но и всего Верхневолжья, поскольку на его концерты приезжали семьями, и даже целыми  школьными классами из разных городов Тверской области.  

Конечно, на фестивале прежде всего исполнялась музыка И.С. Баха — для органа, клавира, скрипки, виолончели; для хора и… даже в переложении для ансамбля ударных инструментов! В день рождения Баха, в исполнении маэстро Гарри Гродберга прозвучала его Органная месса, созданная на темы популярных хоралов.

Наряду с музыкой Баха в концертных программах были исполнены и произведения композиторов Нового Света — американцев Джорджа Гершвина, Лукаса Фосса, Джона Кейджа; аргентинцев Астора Пьяццолы и Альберто Хинастеры; бразильского композитора Эйтора Вила Лобоса. Отдельного упоминания заслуживает коллектив с ярким этническим колоритом — «Терем-квартет» из Санкт-Петербурга, популярный ансамбль, играющий собственные  обработки классической музыки.

Тверской фестиваль открылся концертом, к которому весьма подошло бы название — «Бах в окружении своих сыновей». Программа включала двойные клавирные концерты самого Иоганна Себастьяна Баха и двух его сыновей — Филиппа Эмануэля и Вильгельма Фридемана. Солистами выступили народный артист СССР Николай Петров и заслуженный артист РФ Александр Гиндин в сопровождении  оркестра «Российская камерата» (дирижер Андрей Кружков).

         Программа органного концерта Марека Стефаньского смогла охватить  огромный период развития органной музыки — от средневековья до наших дней, от старинных табулатур XVI-XVIIвв. до произведений современных органистов. В концерте прозвучали произведения И.Л. Кребса, Й. Гайдна, Й. Рейнбергера, а также Г. Литэза, М. Сурзинского и Ю. Люцука. Тем не менее, центральное место в программе было уготовано И.С. Баху — М. Стефаньский исполнил его Фантазию, Адажио и Фугу до минор (BWV562) и известный хорал «Пробудитесь, зовет нас голос».

         Концерт под названием «Королевский турнир» (состязание теноров, баритонов и басов) объединил певцов из оперных театров всего мира — теноров А. Олмедо, Ф. Аниле и Д. Гвинианидзе; баритонов А. Лошака, А. Батуркина и И. Тарасова; басов М. Гужова, О. Кунчулиа и Д. Скорикова (автор проекта Д. Гвинианидзе, концертмейстер В. Родионов).

         В рамках баховского фестиваля состоялся сольный концерт заслуженной артистки РФ Анастасии Чеботаревой (концертмейстер Г. Мигунов). Программа была насыщенной и включала «Цыганские напевы» Сарасате, его же «Фантазию на темы из оперы Бизе «Кармен», а также «Интродукцию и Рондо-каприччиозо» Сен-Санса.

         Почти каждый концерт был аншлаговым, но программу «Молодые дарования Тверского края» (руководитель программы Татьяна Сальникова) сопровождал супераншлаг! Слушатели заполнили все места в партере и на балконе, все приставные сиденья и дополнительные стулья; стояли в проходах и сидели на ступеньках. Причиной такой популярности стало участие в программе одаренных молодых музыкантов. Т.А. Сальникова отметила, что каждый год слушает выступления молодых дарований. В этом году большинство из них впечатляет  значительно возросшим исполнительским уровнем: «На концерте в филармонии каждый из участников получил буквально шквал аплодисментов», — сказала она. 

         Радостным сюрпризом для тверских любителей музыки явился концерт ансамбля ударных инструментов (худ. руководитель заслуженный артист РФ М.И. Пекарский). Программа концерта включала произведения композиторов Старого и Нового Света — Ф. Шуберта, И. Штрауса, В. Мартынова, Д. Кейджа, Ф. Донатони, а также три хорала И.С. Баха в транскрипции М. Пекарского. Мелодии баховских хоральных песнопений звучали у вибрафона в окружении обертонового звукового шлейфа — тихо, нежно и призрачно, как бы пробиваясь сквозь толщу времени и заставляя вслушиваться в каждый нюанс.

         Традиционным для тверского баховского фестиваля стал концерт маэстро Г.Я. Гродберга. В концерте прозвучала «Органная месса» Баха из III-й части его «Клавирных упражнений». Это сложнейшее произведение, в котором Бах поместил органные обработки популярных в его время хоральных песнопений. «Органная (или Хоральная) месса» изобилует виртуозно сочиненными Бахом фугированными эпизодами, как, например, раздел «Kyrie», в котором звучат три фуги на одну тему. Венчает «Органную мессу» грандиозная тройная фуга, символизирующая триединство Бога.

         Гарри Яковлевич Гродберг играет «Органную мессу» Баха тридцать лет. Его исполнение в Твери впечатлило мощью и в то же время ясностью интерпретации. Зал аплодировал стоя, и маэстро сыграл небольшое отделение, состоящее из «бисов», в котором запомнились «Кукушка» Дакена и «Марш принца Датского», исполненный в четыре руки вместе с ассистентом Натальей Гродберг.

         Неожиданный «русский след» обнаружился в фугах И.С. Баха на концерте петербургского ансамбля «Терем-квартет». Если бы Даниил Хармс был музыкантом и дожил до наших дней, он, безусловно, играл бы в «Терем-квартете». Даже в названиях обработок баховских произведений чувствовался дух «обэриутов», например, в «Фуге плясовой», «Фуге-песне» или в «Русских страданиях по Токкате и фуге ре минор». Сами обработки выполнены со  вкусом, сыграны виртуозно и кажется совершенно естественным, что в процессе развития баховская фуга начинает походить на «Камаринскую» Глинки, а в «Страданиях» по знаменитой токкате и фуге d-mollслышится нечто свиридовское. Музыканты «Терем-квартета» в этом году отмечают 25-летие концертной жизни ансамбля и мы поздравляем их — Андрея Константинова, Андрея Смирнова, Михаила Дзюдзе и Алексея Барщёва!

Отдельно следует сказать о концертных выступлениях тверского оркестра «Российская камерата» и камерного хора «Русский партес» (худ. руководитель и дирижер обоих коллективов А. Кружков). На баховском фестивале оркестр и хор выступили с совместными международными проектами-программами. В первом проекте, наряду с тверскими коллективами,  участвовал финский хор «Kamarikuorotavastica» (дир. Матти Оикаринен), с солистами из города Хямеенлинна. Город Хямеенлинна давно считается побратимом Твери. Он также является родиной композитора Яна Сибелиуса. Поэтому программа первого отделения концерта, в которой участвовали финские музыканты, наряду с музыкой Баха включала и произведения Сибелиуса.

Второе отделение концерта целиком было посвящено «Нельсон-мессе» Й. Гайдна. Это грандиозное произведение для солистов, хора и оркестра Гайдн написал после своего путешествия в Англию. Композитор дал ей подзаголовок «месса в беде», что, вероятно, должно было раскрывать опасения Гайдна, связанные с угрозой захвата Европы Наполеоном. «Нельсон-месса» превратилась в пламенную молитву Гайдна — гражданина мира, в просьбу художника остановить ужас войны. Видимо, поэтому музыка мессы впечатляет своей страстностью. Уже  первая часть «Kyrieeleison» (Господи помилуй) звучит отнюдь не как смиренная молитва. Скорее она воспринимается как выражение смятения перед грядущим нашествием французов.

         Еще один совместный проект оркестра «Российская камерата» — с солистом-виолончелистом Марком Дробинским — также состоялся в рамках баховского фестиваля. Тверской оркестр недавно вернулся из гастролей в Швейцарии, где выступал на фестивале в горнолыжном городе Вилларсе. Для него музыканты подготовили четыре разных программы, что само по себе является показателем плодотворной творческой работы коллектива.

Художественным руководителем швейцарского фестиваля является Марк Дробинский, которого давно знают и любят тверские слушатели. В атмосфере совместной работы с оркестром «Российская камерата» на швейцарском фестивале, родилась интересная программа, в которой М. Дробинский проявил себя незаурядным композитором-аранжировщиком. Специально для баховского фестиваля он сделал транскрипцию Концертной симфонии Моцарта для скрипки и виолончели с оркестром (в оригинале скрипка и альт); его партнером в концерте  выступила молодая скрипачка Елена Черкашина.

Интерпретационные версии для виолончели с оркестром М. Дробинский сделал также для «Каприччио» Л. Фосса, «Пампеаны № 2» А. Хинастеры и  Арии № 49 из «Страстей по Матфею» Баха. Публика с восторгом принимала музыкантов. Отметим чуткую и деликатную дирижерскую манеру А. Кружкова, который умело вел оркестр, добиваясь прекрасного баланса звучания с солистом.

Ансамбль солистов «Эрмитаж» (худ. руководитель Алексей Уткин) каждый год приезжает в Тверь на баховский фестиваль. В этот раз музыканты играли программу «Musicdesalon» (Салонная музыка на все времена), в которой прозвучали Двойной скрипичный концерт Баха d-moll, Рондо A-durШуберта для скрипки и струнных и Концертино для флейты, гобоя и струнных И. Мошелеса. Эпицентром программы стала проникновенная мелодия  еврейской молитвы «Кол-Нидрей» в знаменитом сочинении М. Бруха, исполненная в концерте в переложении для гобоя и струнных.

Фестиваль завершил симфонический оркестр «Русская филармония» (худ. руководитель и главный дир. Сергей Тарарин). В оркестровом переложении прозвучала Токката и фуга ре минор Баха, а также Симфония № 41 Моцарта. Второе отделение концерта было целиком посвящено Дж. Гершвину: солист Валерий Гроховский исполнил «Рапсодию в стиле блюз», а затем прозвучала оркестровая сюита «Американец в Париже».

«Баховский фестиваль, без сомнения, удался, — сказал в завершающем слове арт-директор Тверской академической филармонии Владимир Боярский.— Он в очередной раз собрал на концерты всех тверских любителей музыки, став для них источником счастливых переживаний от встреч с классическим музыкальным искусством!»

*  *  *

Внутри баховского фестиваля состоялся еще один – посвященный музыке М. Мусоргского. Фестиваль Мусоргского проходил в Твери третий раз; под его эгидой состоялись премьеры опер «Женитьба» и «Хованщина» (кроме тверской постановки, спектакль «Женитьбы» был сыгран в гор. Торопце Тверской области). В рамки фестиваля органично вписался концерт симфонической музыки Мусоргского и исполнение его же фортепианной сюиты «Картинки с выставки» в обработке для джазового квартета.

         В симфоническом концерте оркестром Тверской филармонии «Российская камерата» (дир. А. Кружков) были исполнены скерцо Мусоргского под названием «Ночь на Лысой горе» и вступление к опере «Хованщина». С участием оркестра и хора «Русский партес» прозвучал его вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (в транскрипции Сергея Левина для камерного хора и камерного оркестра).

         Весьма интересным для тверских слушателей оказалось выступление джазовых музыкантов — Андрея Разина (фортепиано), Олега Грымова (кларнеты), Алекса Ростоцкого (бас-гитара) и Вартана Бабаяна (перкуссия). Знаменитые пьесы из «Картинок с выставки» — «Старый замок», «Баба Яга», «Балет невылупившихся птенцов» слушались необычно и в то же время оставляли яркое впечатление. Подлинным шедевром стала обработка пьесы «Самуэль Гольденберг и Шмуйле», более известная под названием, данным ей В. Стасовым — «Два еврея, богатый и бедный».

         Премьера оперы «Женитьба» Мусоргского надолго запомнилась тверской публике своей оригинальной постановкой (режиссер Сергей Терехов). Как известно, одноактную и незаконченную оперу Мусоргского впоследствии завершил композитор М. Ипполитов-Иванов. Целью Мусоргского было сохранить гоголевский текст без купюр; эту идею поддержал и Ипполитов-Иванов. В результате опера получилась фактически без ариозных эпизодов – речитативная и весьма сложная для исполнения. Студенты выпускного курса мастерской Дмитрия Бертмана в РАТИ (ГИТИС) блестяще справились со всеми сложностями. В их исполнении получилась прекрасная комедия, рожденная в атмосфере любви и приятия таланта каждого актера-певца, независимо от его места и степени участия в спектакле. Опера шла под рояль, с концертмейстером-пианисткой Еленой Покивайловой. 

         Мощным завершающим аккордом фестиваля Мусоргского стала постановка оперы «Хованщина». Участниками этого выдающегося спектакля явились Московский театр «Новая опера», камерный хор Костромской филармонии (худ.рук. Алексей Мельков), хоровая капелла «Ярославия» (худ.рук. Владимир Контарев). Дирижером и музыкальным руководителем выступил Дмитрий Волосников.

         «Хованщина» звучала в концертном исполнении, но даже в таком сдержанном варианте произвела колоссальное впечатление. Особенно впечатлили образы Подьячего (Максим Остроухов), Досифея (Владимир Кудашев), Князя Ивана Хованского (Олег Диденко). Даже в концертном исполнении Подьячий выходил на сцену, что называется, в образе, угодливо полусогнувшись и с огромным пером наготове. Сцену гадания Марфы во втором действии оперы великолепно спела певица  Агунда Кулаева.

         «Хованщина» является по определению самого композитора «народной музыкальной драмой». Огромное значение здесь придается хорам, и сам народ понимается Мусоргским как некая историческая личность, «одушевленная единою идеею». Хоры великолепно звучали на всем протяжении оперы — разудалых стрельцов и истовых староверов, сенных девушек и петровских «потешных».

         Настоящим открытием для многих слушателей явилась полная созвучность «Хованщины» сегодняшним российским проблемам. Происходящая на сцене схватка самолюбий между предводителем стрельцов Иваном Хованским и боярином Василием Голицыным и сегодня воспринимается абсолютно современной, а раздумья боярина Шакловитого (Артем Гарнов) о будущности России не потеряли своей актуальности и в XXIвеке.

         В оперу Мусоргский включил подлинный духовный гимн старообрядцев — «Враг человеков, князь мира сего восста». Исполняемый хором в унисон, насыщенный силой и духовной страстностью, этот гимн прозвучал как приговор веку нынешнему, как страшный диагноз падения духовности в наши дни.

НИНА  ДРОЗДЕЦКАЯ