37 фестиваль (2006). Доброго пути тебе, фестиваль!

1-го октября в концертном зале Тверской академической филармонии состоялось открытие XXXVII фестиваля “Музыкальная осень в Твери”. Этот знаменательный воскресный день был сопряжен с празднованием Международного Дня музыки и посвящен 100-летию со дня рождения Д. Шостаковича.

 

            Программа концерта включала произведения Дмитрия Шостаковича разных лет. В первом отделениипрозвучал Первый виолончельный концерт в исполнении М. Дробинского. Сочинение было написано композитором в 1959 г.; в нем отразились мысли и настроения автора в период так называемой “хрущевской оттепели”, когда в умах и сердцах всех людей нашей страны происходило осознание прошедших репрессий, когда впервые имя Сталина стало связываться с кровавыми событиями 30-х и послевоенных лет. За эти годы Д. Шостакович потерял некоторых близких родственников и друзей, в том числе маршала М.Н. Тухачевского, музыковеда Н.С. Жиляева, режиссера В.Э. Мейерхольда, поэта Б. Корнилова, на чьи стихи он сочинил “Песню о встречном”. Все они были либо расстреляны, либо погибли в лагерях, как враги народа. И сам композитор чудом не оказался под машиной, уничтожившей миллионы человеческих жизней: в 1936 г. газета “Правда” опубликовала анонимную разгромную статью “Сумбур вместо музыки” по поводу оперы Д. Шостаковича “Леди Макбет Мценского уезда”; во второй раз он оказался в “черном списке формалистов” 1948 года.

         Процесс переосмысления периода сталинских репрессий привел впоследствии композитора к созданию знаменитого 8-го квартета “Памяти жертв войны и фашизма” и не менее значительной 13-й симфонии на стихи Е. Евтушенко с крылатой строчкой одной из частей —“Умирают в России страхи…”

         Виолончельный концерт Д. Шостаковича был исполнен Марком Дробинским напряженно-драматично, с чувством проникновения в психологический подтекст произведения. Он прозвучал как подлинное свидетельство прошедшего ужасного времени, с призывом никогда не повторять подобное. По своим масштабам виолончельный концерт Шостаковича вполне сопоставим с камерной симфонией и именно так и воспринимался слушателями в зале.

         В начале второго отделения были исполнены “Прелюдия” и “Скерцо” Д. Шостаковича. Они прозвучали в исполнении камерного оркестра “Российская камерата” п/у А. Кружкова. А затем состоялось триумфальное исполнение Первого фортепианного концерта Д. Шостаковича (солист нар. арт. СССР Н.Петров, А. Корнильев —труба).

         Видимо, в душе маститого музыканта Николая Арнольдовича Петрова живет задорный мальчишка-пионер из полузабытых довоенных времен. С самого начала он задал оркестру мощный заряд энергии, который к финалу, казалось, только усиливался. Свой фортепианный концерт Дмитрий Шостакович написал в 1933 году, когда ему самому перевалило чуть за двадцать пять. Музыка сочинения словно искрится молодостью, светом и радостью жизни. Она пронизана ритмом модного в то время вальса-бостона (IIчасть), интонациями популярных массовых песен; временами сигналы трубы звучат как побудка в пионерском лагере (IVчасть). Кувыркаясь и смеясь, временами переходя на бравый марш, музыка стремительно неслась к заключительным аккордам, но и после них, казалось, не остановилась, а улетела в неизвестном направлении.

         Очередной осенний фестиваль только начался. Впереди тверским любителям музыки предстоит услышать много интересного: певца Зураба  Соткилаву и пианиста Валерия Кулешова, “Вивальди-оркестр” и Национальный оркестр имени Н.П. Осипова, Симфонический оркестр имени Е. Светланова и орган Гарри Гродберга. Доброго пути тебе, фестиваль!

Нина  Дроздецкая

Рецензия опубликована в газете «Тверские ведомости», № 43, 6-12 октября 2006 г.