Ноябрь музыкальный

концерт  первый

 

9 ноября лекционный зал Горьковской библиотеки, где обычно устраивается музыкальная гостиная, был переполнен. Ожидался вокальный концерт классической музыки, и публика собралась, что называется, своя. Это чувствовалось по особенному настроению слушателей, по «наэлектризованной» атмосфере. Люди пришли самые разные, но преобладали женщины старшего возраста. Такие слушательницы в прошлом составляли партии ревностных поклонниц певцов, скажем, «лемешисток» или «козловисток». Эта публика всегда прекрасно осведомлена о деталях личной жизни и певческой форме своих кумиров и не оставляет без внимания ни одну мелочь. Зал словно полнился звуковыми ароматами послевоенных годов, когда всеобщим увлечением была классическая опера. Напевать и узнавать арии из опер Верди и Чайковского считалось хорошим тоном. Однако в сегодняшней программе значится только одно произведение — вокальный цикл Роберта Шумана «Любовь поэта». А поет его солист нашей филармонии Олег Григоращенко.

         Сама идея спеть столь редко звучащий цикл Шумана в рамках музыкальной гостиной кажется мне очень удачной. Она пришла в голову певцу и была поддержана хозяйкой гостиной О.А. Архиповой, зав. музыкальным отделом библиотеки. Олег Григоращенко сейчас находится в прекрасной певческой форме. По словам его педагога по вузу Зары Александровны Долухановой, «спеть “Любовь поэта” целиком — значит доказать высокий профессионализм и духовную зрелость».

Думается, что певец доказал это вполне. Хорошей фразировкой, ровным звучанием всех регистров голоса, великолепно звучащими высокими нотами. Его музыкальным помощником во все время исполнения была концертмейстер Лидия Буланкина. Фортепиано в этом цикле играет значительную роль: это и собеседник поэта, и его утешитель. Именно в фортепианной постлюдии после заключительной «Вы злые, злые песни» наступает примирение героя с действительностью. Вдобавок отмечу, что цикл исполнялся в оригинале на немецком языке, однако, слушательское внимание ни на секунду не ослабевало. Напротив, каждый старался уловить нечто сверхмузыкальное, покоящееся за пределами обыденного понимания смысла текста. Это была действительно воспитанная публика, которая, в конце концов, обретала искомое — Музыку в мистическом ее пребывании.

         Исполнение цикла «Любовь поэта» в Твери — явление симптоматичное. Потому что в 1844 году во время своей единственной поездки в Россию Р.Шуман вместе со своей женой, пианисткой Кларой Вик посетили Тверь. Они навещали дядюшку Роберта, Карла Шнабеля, проживавшего в небольшом имении Сосновицы Новоторжского уезда (ныне Лихославльский район). Композитор Р. Шуман был почти неизвестен в России, тогда как пианистка Клара Вик, напротив, была знакома многим любителям музыки. Перед ними она тогда и выступала, устроив небольшой клавирабенд.

 

концерт  второй

 

24 ноября открылся 4-й концертный сезон под названием «Тверские музыкальные вечера». Концерт скрипачки Валерии Богдановой в ансамбле с пианисткой Татьяной Мереновой состоялся в зале Дворянского собрания. В. Богданова, вдохновительница и постоянная участница этих концертов, за несколько лет сумела создать содружество и музыкантов-единомышленников, и свою слушательскую аудиторию. Честь и хвала нашим тверским музыкантам, которые, несмотря на безденежье и организационные сложности, не прекращают выступлений, готовят новые программы и играют, играют.

Валерия Богданова играла везде: в музыкальной гостиной библиотеки имени Горького, в музее Салтыкова-Щедрина, теперь — в Доме офицеров. На ее концерты приходят семьями, благо цены на билеты чисто символические. Зал переполнен, и тут можно встретить профессиональных музыкантов, заядлых любителей музыки, для которых концерт — духовная пища, без которой не прожить, а также студентов музыкального училища и совсем юных музыкантов. Такие концерты формируют музыкальную среду нашего города, создают истинную музыкальную атмосферу, оттачивают слух и вкус. Исполнители «Тверских музыкальных вечеров» всегда затребованы и высоко оценены публикой; к уже перечисленным музыкантам добавлю имена виолончелистки Татьяны Котиковой, пианистов Александра Штуко и Елены Бокаревой.

В концерте прозвучали «Вальс-скерцо» и «Меланхолическая серенада» Чайковского, 2-я соната Грига и «Дуэт» Шуберта — все для скрипки и фортепиано, а также «Чакона» ре минор Баха и «Монодия по прочтении Еврипида» С. Слонимского — для скрипки соло. В памяти остались два стоп-кадра: маленькая девочка, внимательно слушавшая весь концерт на коленях у матери, и черный, лакированный рояль, весь заваленный цветами…

 

концерт  третий

 

         Он состоялся в последний день ноября в зале филармонии. Это был авторский концерт композитора Виктора Суслина, который значился в афише под рубрикой «Русское зарубежье в Твери». Действительно, Виктор Евсеевич Суслин покинул родину уже давно, в 1981 году. Сейчас он живет в Германии. В Интернете о нем удалось узнать немногое: когда-то он вошел в опальную семерку композиторов, которых Т.Н. Хренников на VIкомпозиторском съезде в 1979 году назвал «не представляющими подлинного лица советской музыки». Это означало, что всем им запрещен выезд за границу. Их музыку сразу перестали играть и на родине. В роковую семерку вошли: Э. Денисов, С. Губайдулина, В. Артемов, А. Кнайфель, Е. Фирсова, Д. Смирнов и — В. Суслин. Известно было также, что Суслин вместе с Губайдулиной и Артемовым в 1970-х годах организовал группу «Астрея», которая выступала с коллективными импровизациями.

         В программе значились разнообразные сочинения разных периодов творчества: «Предрассветная музыка» для контрабаса (1997), «Пасьянс» для двух фортепиано (1974), Два хора на стихи Д. Хармса (1972), «Каприччио на отъезд» для двух скрипок (1979) и др. Поэтому вполне понятен интерес немногочисленной аудитории, собравшейся в зале. Всем хотелось познакомиться с творчеством почти не известного композитора, к тому же нашего современника.

Отрадным впечатлением остался контрабасист Александр Суслин, сын композитора. Он вдумчиво пытался одухотворить на своем, отнюдь не концертном инструменте исполняемую музыку, но впечатление оставлял все же сам музыкант, а не музыка, которую он играл. Атмосферу некоторой монотонности не изменяли и довольно пространные авторские комментарии, которые добросовестно зачитывались со сцены. В заключение не могу не отметить поистине героические усилия тверских исполнителей: Александра Штуко и Тамары Юдиной, Юлии Михайловой и Сергея Жилкина, а также детский хор педагогического колледжа под управлением Валентины Озеровой.

 

Нина  Дроздецкая

Рецензия опубликована в газете «Тверские ведомости», № 100, 11-19 декабря 2002г.